Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.
Введение 3
Основная часть: 4
Основные положения организации работы военных судов РФ 4
Система военных судов и их место в российской судебной системе 7
Задачи военных судов, сходства с гражданскими судами 8
Категория дел подведомственная военным судам 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Сближает военные и общие (гражданские) суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуются в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.
Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).
Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная службы. Специфичность этих условий проявляется прежде всего в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации, необходимой боеспособности и боеготовности, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальными или административно-
Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них - включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).
Однако данная особенность организации и основ деятельности военных судов, проявляющаяся в том, что они объединены с общими (гражданскими) судами, сосуществует с другой – с наделением этих судов определенной автономией по отношению к другим судам. Подсистема военных судов строится не так, как подсистема общих (гражданских) судов. Построение последней, как было показано в предыдущих главах, «привязано» к национально-территориальному и административно-
Категория дел подведомственная военным судам.
Подведомственность уголовных дел военным судом в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.
Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.
Судам основного звена подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2–го ранга включительно (кроме дел о преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь). Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. С мая 1992 года к их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей. Прямое указание по данному поводу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 года № 3
На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:
- о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;
- о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;
- о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.
Важным и ответственным полномочием военных судов этого уровня, как и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан.
Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.
Эта коллегия также уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.
В качестве суда первой инстанции она рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела, подсудного нижестоящему суду, к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ. Но при наличии соответствующего ходатайства подсудимого.
В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам.
Как было отмечено выше, к ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими (гражданскими).
Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:
- когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном суде.
- если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами РФ.
- когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого таким органом и должностными лицами.
Невоеннослужащий может предстать перед военным судом в качестве подсудимого, как правило, в следующих случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его участников в совершении преступления - военнослужащий.
Заключение.
Проведя исследование на тему: «Цели, задачи и организационно-правовые основы деятельности военных судов в Российской Федерации», сделаем выводы. Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее Вооруженных Силах.
Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 21.02.2010) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 11.02.2010) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 21.02.2010) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О военных судах Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170
7. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская газета", N 170, 29.07.1992
Специальная литература:
8. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 608с.
9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Н., Чернявский А.Г. Правоохранительные органы Российской Федерации.- М.: Дело и Сервис, 2007. – 464с.
10. Галустьян О.А.,Кизлык А.П Правоохранительные органы (3е издание). 2008, 321с.
11. Кобзарев Ф.М., Кобзарев В.Ф. Правоохранительные органы. – М.: Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2006. – 208с.
12. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. Курс лекций. – М.: ЮЦ Пресс, 2009. – 400с.
13. Нерсесянц B.C. У российских судов нет правотворческих полномочий // Нерсесянц B.C. Судебная практика как источник права. М., 2009. С. 111-112.
14. Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. ТГТУ, 2007, 3-е изд., 136с.
15. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. 2005, 2-е изд., 187с.
16. Пронякин А.Д., Пронякин Д.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. МФПА, 2008, 95с.
17. Роль и значение решений Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам (О.А. Савельева, "Законодательство", N 2, февраль 2006 г.)