Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть понятие функции и принципов права;
- охарактеризовать системы права и виды принципов права.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФУНКЦИИ ПРАВА 5
1.1 Понятие функции права 5
1.2 Система функций права 10
Глава 2. Понятие принципов права и их классификация 15
2.1 Понятие принципов права 15
2.2 Виды принципов права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.
2.2 Система
функций права
Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.
Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.
Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему, Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.
Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как целого и функции этого целого.
Система
функций права самым
-общеправовые (свойственные всем отраслям права);
-межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
-отраслевые (свойственные одной отрасли права);
-правовых институтов (свойственные конкретному институту права);
-нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
Вопрос
о соотношении функций права
различных уровней имеет важное
значение, так как структурным
элементам системы права
Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.
Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.
В
известной степени можно
Внутренние критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.
Неразрывная
связь функций права с
Регулятивная и охранительная функции - это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.
Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.
Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.
В
самом общем виде социальные функции
права можно определить как направления
обратного правового
Руководствуясь иными критериями классификации, а именно значением направления воздействия права на общественную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объемом правового регулирования, постоянством его осуществления и т. п., можно различать основные и неосновные функции права.
К первым относиться регулятивная и охранительная функции, а число вторых не является величиной постоянной. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т. д.
Наиболее часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции : ограничительная, компенсационная, восстановительная.
А в числе неосновных социальных функций наиболее очевидны: экологическая, социальная (в узком смысле этого слова), информационная. Рассматривая систему функций права, следует учитывать, что она не является раз и навсегда данной и неизменной. Как только та или иная сфера общественной жизни становиться существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.
В системе функций права главенствующее место занимает регулятивная функция. Особенности этой функции заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статистическую и регулятивную динамическую.1
Регулятивная статистическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач правого регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Регулятивная динамическая в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции права являются:
Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции права – охранительной.
Охранительная
функция права – это
Основное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращение нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права – охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них – это негативная (поскольку включает в себя запреты,санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняет важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в следующем.
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она
является показателем политического
и культурного уровня общества, гуманных
начал, содержащихся в праве. Способ
охраны очень часто зависит от
гражданской развитости общества, от
его политической сущности.
Глава 2. Понятие принципов права и их классификация
2.1. Понятие принципов
права
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права - это основы права.
Принцип права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.