Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. И раскрытие данной темы позволяет ему в той или иной степени ориентироваться в своей профессиональной деятельности. Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти.
Введение 3
§1. Понятие городского (районного) суда и его роль в системе судов общей юрисдикции 5
§2. Состав городского (районного) суда 9
§3. Полномочия городского (районного) суда 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
11) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;
12) разрешает выдачу или высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов;
13) внедряет в практику суда
передовой опыт работы по
14) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;
15) устанавливает дни и часы,
когда осуществляется прием
16) осуществляет контроль над
обращением к исполнению
17) осуществляет иные полномочия.
Для четкой, правильной организации работы необходимо вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из администратора суда, консультантов, секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, помощников судей3. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность.
Администратор городского (районного) суда назначается на должность начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и подчиняется председателю городского (районного) суда. К его полномочиям относится принятие мер к обеспечению деятельности суда.
Как правило, в городском
(районном) суде имеются две канцелярии:
по уголовным и гражданским делам,
через которые ведется
В городском (районном) суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Это работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших4.
Помощники судей, также закреплены за конкретными судьями и в их компетенцию входит подготовка проектов судебных актов, выносимых судьей, а также иная работа, связанная с оказание помощи в отправлении правосудия.
Аппарат городского (районного) суда обеспечивает работу суда и подчиняется председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чина и другие специальные звания.
§3. Полномочия городского (районного) суда
Городские (районные) суды
представляют собой основное звено
гражданских судов общей
Городской (районный) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В настоящее время городские суды действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела, но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей.
В апелляционном порядке
городской (районный) суд проверяет
законность и обоснованность приговоров,
решений и постановлений
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает:
1) дела об административных правонарушениях;
2) вопросы, связанные
с исполнением приговора (к
примеру, применение к лицу
института условно-досрочного
3) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
4) материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей (ст.ст. 108, 109 УПК РФ), а также любого другого решения или действия органа дознания, следователя, прокурора (ст. 125 УПК РФ).
К подсудности городских (районных) судов отнесены гражданские дела наибольшей сложности. Такие дела, как выдача судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающий пятидесяти тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом, рассматриваются мировыми судьями.
Подсудность гражданского дела данному городскому (районному) суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия городского (районного) суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.
Городским (районным) судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела искового производства, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела особого производства; дела, возникающие из публичных правоотношений. Все эти гражданские дела традиционны для городских (районных) судов5.
Среди дел, которые рассматриваются городскими (районными) судами в последние годы – дела по жалобам на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.
Городскому (районному) суду подсудны уголовные дела, кроме дел, подсудных мировому судье, вышестоящим судам и военным судам. В настоящее время на суды возложена обязанность рассмотрения таких материалов, как продление срока содержания под стражей осужденных, об избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и многое другое.
Городские (районные) суды обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые выступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение и др.
На городские (районные)
суды возложена обязанность
В зависимости от количества поступающих в суд дел, числа судей их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельного категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов как:
1) территориальный, когда
определенный судья
2) функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой – уголовные, третий – административные дела и т.д.
3) территориально-функциональный,
когда каждый судья
4) персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела – по поручению председателя суда.
Заключение
В результате проведённой работы становиться понятно, что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной власти ложится на суды городского (районного) масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.
Ежегодно федеральные суды общей юрисдикции всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях. Из общей массы таких дел на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство.
Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.
В настоящее время городские суды действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела, но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей.
Городские (районные) суды по своему местонахождению они наиболее близки к населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений, организаций обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав и законных интересов.
В связи с этим и принято считать городские (районные) суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.
Деятельность городского (районного) суда направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждения преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
Важнейшим направлением развития современной российской государственности является оптимизация деятельности правоохранительных органов. Идет поиск путей наиболее эффективного участия судов, прокуратуры, силовых ведомств, следственного комитета, других органов правоохраны в защите и укреплении основополагающих ценностей правового демократического государства, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности жизнедеятельности государства и общества.
Список использованной литературы
I. Нормативные акты:
1) Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2) Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст. 898.
3) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
4) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. Ст. 4532.
5) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 12.11.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
6) Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. №89. 1993.
II. Специальная литература:
7) Божьева В.П. Правоохранительны
8) Ванеева Л.А., Заровнева Г.С., Кищенков А.В. Правоохранительные органы. Схемы по курсу. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ДВГУ. 2010. – 329 с.
9) Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы. – М.: «Юрист», 2005. – 327 с.
10) Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Издательство «Зерцало», 2009. – 254 с.
11) Орлов Ю.К. Правоохранительные органы. Учебник. 2-е издание. Издательство «Проспект», 2010. – 198 с.
Информация о работе Городские (районные) суды, их состав и полномочия