Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 09:07, лекция
Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.
Сфера управления, как известно, независимо от её уровня требует квалификации, компетентности, соответствующих навыков и качеств. Коммунистическая система власти призвала к управлению страной новую элиту, которая в большинстве своем не имела образования и навыков в управлении.
Отсутствие
у большинства большевиков-
Причем старые специалисты, как правило, работали под контролем представителей компартии. В.И.Ленин в отношении Госплана об этом говорил так: «… Подавляющее большинство ученых, из которых, естественно, составлялся Госплан, по неизбежности заражено буржуазными взглядами и буржуазными предрассудками. Проверка их с этой стороны должна составлять задачу нескольких лиц, которые могут образовывать Президиум Госплана, которые должны состоять из коммунистов и следить изо дня в день во всем ходе работы за степенью преданности буржуазных ученых и за их отказом от буржуазных предрассудков, а также за их постепенным переходом на точку зрения социализма».
Таким образом, в первые годы советской власти корпус государственных служащих состоял как бы из двух частей:
-новая,
советская управленческая
-старое,
дореволюционное чиновничество,
В связи с тем, что как было сказано выше, во многих ведомствах преобладающую часть составляли рабоче-крестьянские представители, не имевшие ни знаний, ни опыта управленческой деятельности, развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров в Социалистической академии, коммунистических университетах, в разветвленной сети совпартшкол.
С окончанием гражданской войны и формированием СССР многие черты государственного управления, сложившиеся в первые годы советской власти, были упрочены. Коммунистическая партия оставалась ядром системы власти и инструментом государственного управления. Конституции 1936г. и особенно 1977г. прямо говорили о руководящей роли партии в обществе.
Важнейшими задачами партийных органов были подбор, воспитание и расстановка кадров:
-от
колхозного бригадира до
-от
председателя сельского Совета
до Председателя Верховного
Тогда
же появилось понятие «
Номенклатурный принцип начал складываться сразу после прихода большевиков к власти, но в полном своем виде сформировался к концу 30-х годов и просуществовал до конца 80-х годов(номенклатура была отменена постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 года). Он охватывал всю сферу управления, хотя и не имел правового оформления.
Конечно, в номенклатурном принципе подбора, воспитания и расстановки кадров много недостатков. Среди них:
-руководящие
посты могли быть, в основном,
только членами компартии,
-строгий отбор по принципу преданности компартии;
-секретность и закрытость системы;
-несколько
военизированный характер, беспрекословное
повиновение нижестоящих перед
вышестоящими органами и
Но есть и в системе номенклатуры положительные моменты6
-это была действительно система работы с кадрами;
-действенная
система подготовки и
Современная
российская государственная
служба
Современный российский государственный аппарат лишь условно можно рассматривать в отрыве от его прямых предшественников – аппарата Российской империи и Советского Союза. Причем степень преемственности в ряде аспектов не просто велика – она больше, чем даже аналогичная преемственность в обществах, не переживавших в нынешнем веке социально-политических катаклизмов, подобно нашим.
Возьмем, например, персональную преемственность между номенклатурой нынешней – «демократической» и прежней – «коммунистической». По данным социологов (О.Крыштановский) в 1995г. в правительственных структурах выходцев из советской номенклатуры было 75%, в бизнесе – 61%. При этом больше половины из них попали в номенклатуру даже не при Горбачеве, а ещё раньше – при Брежневе.
Становление государственной службы Российской Федерации началось с принятием в 1995 году Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Доктор
юридических наук А.В.Облонский (Институт
государства и права Российской
академии наук), ответственный редактор
учебного пособия «Государственная
служба» отозвался об этом Законе негативно:
«Это образец «корпоративного устава»
содержит, пожалуй, беспрецедентную для
современных государств систему бюрократических
чинов в трех измерениях: категориях, группы,
разряды». И далее: «Авторы Закона в этой
части (классификации
должностей, классных
чинов, разрядов и т.п. –вставка
моя)по существу возрождают дух XVIII
столетия, умудрившись, однако, перещеголять
даже Петра I с его тягой к казарменной
унификации всего и вся». Но это вопрос
спорный.
Главная мысль этого Закона – Федеральная государственная служба включает в себя следующие 3 вида ( п.2 статьи 2):
-военная служба;
-федеральная
государственная гражданская
-правоохранительная
служба.
В
развитие этого Закона Государственной
Думой РФ 7 июля 2004 года был принят ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации», который был одобрен
Советом Федерации и подписан Президентом
РФ 27 июля 2004 года - №79-ФЗ.
Республика
Татарстан
8
февраля 1994 года
– Закон РТ «О государственной службе»
16
января 2003 года – Закон РТ «О государственной
службе Республики Татарстан»
Затем 17 сентября 2003 года был принят Государственным Советом РТ, а 24 сентября подписан Президентом РТ Закон РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О государственной службе Республики Татарстан». Закон стал называться «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».
Но он и он не стал последним. После принятия ФЗ 2004 года наш закон стали приводить в соответствие с ФЗ.
И тогда появился Закон Республики Татарстан от 25 октября 2005 года №106-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», который приведен в соответствие с ФЗ.
Задача
настоящего раздела – представить
различные традиции государственной
бюрократии и их историческую эволюцию.
Я не ставлю перед собой задачу показать
историю развития государственной службы
в тех или иных странах, а остановлюсь
только на их особенностях этого развития,
в первую очередь на тех, которые будут
полезны при анализе госслужбы РФ и РТ.
Первая
из них – так называемая континентальная
традиция, которая представлена двумя
ведущими европейскими государствами
– Францией и Германией.
Рассмотрим, прежде всего, государственную службу Франции, которая для нас представляет особый интерес в связи с тем, что она во многом похожа на государственную службу России, особенно в некоторые исторические периоды.
Суть французской госслужбы – это закрытая и подробно регламентированная система администрирования с присущим ей духом иерархичности, кастовости, верноподданности государству.
Интересно то, что во французской концепции государства, обеспечивающей эффективное управление страной из столицы, использована в качестве образца Римская империя. На практике традиция сильного центрального государства восходит к временам Ришилье (XVII век), затем Людовика XIV и далее Наполеона.
Причем общий вектор на централизацию сохранился вплоть до самых недавних времен.
Разумеется,
время вносило некоторые
Однако нельзя считать, что эта идеология оставляет за чиновниками лишь роль «винтиков» или «приводных ремней власти». В практике французской госслужбы действует не принцип «пассивного подчинения», предполагающий исполнение любого законного приказа «без колебания и недовольства», а «принцип разумного управления», признающий за чиновником право на представление начальнику своих замечаний до исполнения приказа и в случае его согласия определенные возможности маневра в его исполнении. Таким образом, субординация должна сочетаться с автономией чиновника.
Структура
госслужбы Франции сходна в некоторых
моментах с госслужбой РФ и РТ.
Германия, как и Франция, является страной с богатейшими бюрократическими (в хорошем смысле этого слова) традициями. Родиной германского чиновничества считается Пруссия.
Ставший
нарицательным образом тип
Первый
имперский Закон о
Вот, например, как развивался «принцип верности».
-
времена Фридриха –
-
времена Веймарской республики
– обязанность чиновников
Характерен только для немецкой бюрократии и такой институт бюрократии, как так называемые политические чиновники.
Это понятие было введено в 1899 году – перечень должностей, замещаемых сотрудниками, близкими правительству и министрам. После смены Кабинета наиболее близкие сотрудники прежнего правительства уходят вместе с ним. Но при этом им выплачивается компенсация в размере трехмесячного жалования, и назначается временная пенсия.
Информация о работе Государственная служба: история, тенденции развития