Государство как субъект МЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Суверенитет как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным, но и принципиально отличным субъектом как международного, так и внутреннего права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

              Другая классификация позволяет выделить административную кор­рупцию, деловую и коррупцию, связанную с «пленением» или захватом го­сударства[6].

              Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.

              Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

              «Пленением государства» как разновидности коррупции в мировой практике считается действие отдельных лиц, групп или фирм, как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу. Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить влияние на формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти, выпуск необходимых нормативных актов, неправомерное распоряжение средствами Центрального банка, незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц, «продажу» частным предпринимателям парламентских голосов и др.

              Как видно из приведенных классификаций, формы осуществления коррупции разнообразны и с каждым поколением чиновников коррупционные связи лишь разрастаются, становятся глубже и прочнее. Проблема современной активности коррупционных форм не остается без внимания президента. 31 июля 2008 года Д. А. Медведев[7] утвердил Национальный план противодействия коррупции[8], в первом пункте которого речь идет о законодательном обеспечении антикоррупционной кампании, второй раздел посвящен совершенствованию государственного управления, третий - повышению правового образования, в четвертом - перечислены меры по борьбе с коррупцией. В декабре 2008 года вступил в силу федеральный закон «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения этого зла и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, российское законодательство было приведено в соответствие с международными нормами, закрепленными в Конвенции ООН против коррупции. 5 ноября 2009 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, президент РФ назвал коррупцию «врагом номер один» для свободного, демократического и справедливого общества.

1.3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции

              Одной из целей данной работы является выявить причину возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.

              Широкое развитие бюрократической власти во все времена существования страны приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. Как показывают результаты наших анализов, этому способствует пять принципов бюрократии, сформулированных Максом Вебером: специализация и разделение труда, вертикальная иерархия, четкие правила, обезличенность взаимоотношений и доминирование специальных знаний. Находясь в заточении этих постулатов, система государственного регулирования вынуждает подчиняться им, помимо самих чиновников, еще и граждан, которые вступают во взаимоотношения с госаппаратом. Таким образом, система коммуникаций между чиновником и не чиновником становится горизонтально однонаправленной, что приводит к диктату со стороны госслужащих. Самый простой и быстрый способ избежать этого диктата – прибегнуть к коррупции (передать денежные средства, предоставить услуги чиновникам и т.п.). Что еще интереснее, имеет место присутствие закономерности: чем больше чиновников имеет государство, тем больше коррумпированных связей можно наблюдать. И продолжаться подобная закономерность будет до тех пор, пока не включится второй канал коммуникации – не чиновник – чиновник, чтобы появился «рычаг» воздействия на аппарат управленцев. Воздействие это может проявляться в использовании мер наказаний за злоупотребление бюрократией, а также в наличии социального контроля за чиновниками.

              Вообще, ослабление или отсутствие социального контроля деятельности государственных должностных лиц ведет к криминализации органов государственной власти, что разрушает государственную систему изнутри, подрывает правосознание граждан, их доверие к власти, провоцирует общий рост преступности, в том числе организованной.[9] Криминальное мышление в сферах государственной власти становится обыденностью. В массовом сознании чиновник неотделим от взятки, всевозможных поборов. Мелкая коррупция, так называемые подарки и подношения, вообще часто не замечаются обществом, рассматриваются как нечто традиционное, привычное в некоторых сферах[10].

              Таким образом, взаимосвязь бюрократии и коррупции кроется в системе отношений между государственным чиновником и обслуживающих им людей. Эти отношения зачастую носят характер коррупционный, ввиду их формализованности и частности. На сегодняшний день Россия ориентирована на стратегию активной борьбы с коррупцией, в частности Президент РФ является главным «борцом» с этим разрушающим явлением. Однако государству предстоит выработать еще множество мер и решений для значительной ликвидации коррупции.

2.1.

Основные мнения наших российский ученных по поводу коррупции в РФ были высказана на семинаре в Санкт-Петербурге, который организовал профессор Д.А.Шестаков, он сформулировал основные вопросы для обсуждения:

1. Чем обусловлено неожиданное обнаружение системной элитарной коррупции в московском регионе?

2. Как расценить новый подход президента Медведева к санкциям за коррупционные преступления?

3. Возможно ли обуздать «олигархическую коррупцию» на высоких эшелонах власти?

«Не утверждай, что ты не продаёшься, если тебя ещё не пытались подкупить», – говорил две тысячи лет назад Цицерон.

Профессор Павел Александрович КАБАНОВ в своём докладе на семинаре Международного криминологического клуба высказал мнение, что имитация борьбы с коррупцией преобладает над самой борьбой с коррупцией. Субъекты российской федерации заказывают антикоррупционные экспертизы, чтобы отчитаться на своих сайтах о выполнении планов и программ с одним чётким указанием: результаты должны устраивать правовое управление, которое является и разработчиком, и одновременно заказчиком результатов экспертизы.

Кампания по борьбе с коррупцией отвлекает внимание населения от решения более насущных проблем. По результатам социологического опроса среди населения проблема коррупции по степени значимости оказалась на 12-13 месте. В то время как на первом месте стоит опасность безработицы, опасность экстремизма.

Проходят показательные процессы над чиновниками небольшого уровня для того, чтобы их должности заняли близкие к этой группировке люди. Используются различные формы. Один из способов – обвинение в коррупции. Пусть даже потом эти обвинения могут не подтвердиться. Но должность освободилась, на это место посадили другого человека, не менее порядочного, чем предшественник, как правило. Это обычная практика для России уже последние 300 лет. Это противоборство политических кланов за влияние.

Механизм борьбы с коррупцией реализуется избирательно. Если это «наш человек» («человек команды»), то он может позволить себе всё что угодно.

Бандиты 90-х в значительной доле (те, кого не постреляли) адаптировались к новой власти и живут припеваючи.

Ужесточение санкций для коррупционеров это не выход из положения. Потому что опять же будут отыгрываться на тех же врачах, педагогах и милиционерах.

Настоящих крупных коррупционеров и возможные нынешние суровые наказания не волнуют, не волнуют и возможные в будущем. В местах лишения свободы коррупционеры не перевоспитываются.

Основным наказанием для коррупционеров должны быть не штрафы, а лишение права заниматься определённой деятельностью пожизненно. Конфискация менее эффективное средство.

О каком правосудии в России может идти речь, когда руководитель аппарата указывает судьям, что делать?!

Наша задача минимизировать коррупцию. Однако с помощью одной лишь уголовной репрессии это невозможно.

Задача научного сообщества – предлагать меры по снижению преступности общества, а не критиковать.

Профессор Яков Ильич ГИЛИНСКИЙ считает, что сегодня коррупция вписана в систему государственного управления. Если по мановению палочки ликвидировать завтра всю коррупцию, то государство встанет. Потому что отсутствуют механизмы государственного управления, исключающие коррупцию.

Мерами уголовного воздействия ни одной экономической, политической, социальной проблемы решить нельзя. От санкций вообще ничего не зависит. Отдельные частные случаи можно решить, но не проблему в целом.

Если есть верхушечная коррупция, может не быть низовой. Но если есть низовая коррупция, то обязательно будет верхушечная.

Профессор Василий Борисович МАЛИНИН предлагает узаконить использование различных видео и аудиоподслушивающих средств обычных граждан для сбора доказательств о фактах коррупции. Сейчас это возможно лишь с санкции суда. А без санкции суда, если будем тайно записывать вымогательство чиновника или гаишника, мы сами можем попасть под 138 статью УК РФ.

В Петербурге освобождение от уголовной ответственности стоит от 5 до 10 тысяч долларов.

Условное осуждение в судах примерно от 7,5 тысяч долларов до 10 тысяч.

Подача жалобы в Верховный Суд стоит 1-1,5 млн.рублей. Но это только чтобы прочитали! Плюс нужна политическая воля.

Профессор Семён Яковлевич ЛЕБЕДЕВ – президент клуба московских криминологов – полагает, что нет более лукавой темы, нежели тема коррупции. Потому что вся борьба с так называемой коррупцией и есть главный источник коррупции.

Сегодня вся институциализация коррупции есть ничто иное как превращение этого явления в гораздо более серьёзное, нежели оно есть на самом деле.

Коррупция – это стержневая основа российской экономики!

Бороться с коррупцией совершенно невозможно, потому что вся система государственной власти вокруг этого явления и строится.

Борьба с коррупцией срезает верхний слой того, что и так всем известно, не затрагивая корневую систему. Государственной воли и не может быть, потому что эта воля направлена в другое русло.

Если государственный разум сочтёт возможным воспринять то, что говорят учёные – что главным источником коррупции является чиновничий произвол – если отодвинуть чиновника от решения проблем, снизить административную составляющую процесса принятия решений, тогда и борьба с коррупцией будет не нужна.

Профессор Вадим Вячеславович КОЛЕСНИКОВ считает, что так называемая «деловая коррупция» возникает в результате отсутствия свободы экономической деятельности. Всё взаимосвязано: если нет свободы в экономической сфере – нет её и в политике.

Бороться уголовно-правовыми методами с коррупцией совершенно бесполезно. Нужно внедрять новые институты, как в политике, так и в экономике. В политике это сменяемость власти, политическая конкуренция, свобода выборов и т.д.

Очень важный институт страхования и компенсации. Он решает многие проблемы. Когда каждый из нас будет застрахован на миллион долларов, страховая компания не допустит контрафактные детали в самолётах, плохой керосин и слабую систему безопасности в аэропортах.

Кандидат юридических наук Андрей Петрович ДАНИЛОВ рассказал, что в  России была экономическая свобода, но привела она к преступной приватизации, в результате которой 95% того, что должно принадлежать всем, принадлежит 5%.

Те, кто составляют основную опасность для нашего общества, правят и продолжают обогащаться.

Доцент Игорь Николаевич ЛОПУШАНСКИЙ полагает, что у нас борьба с коррупцией в управленческих структурах возлагается на сами же управленческие структуры. Мы не видим ни одного органа, который бы мог осуществлять экспертную оценку коррупционной деятельности со стороны.

Везде есть коррупция, только уровень распространённости разный. Инвестиции идут в коррумпированные страны, такие как Индия, Китай.

Мы, конечно, можем ужесточить наказание для коррупционеров. Но в Китае даже расстрелы не помогают, и коррупция там растёт.

У нас одной из важнейших причин роста коррупции – отсутствие оппозиционных политических структур. У нас нет неангажированных средств массовой информации, которые могли бы свободно говорить о коррупции.

Без того, что у нас будет постепенно меняться политическая система в сторону открытости, мы с коррупцией никогда не справимся.

Профессор Дмитрий Анатольевич ШЕСТАКОВ считает, что коррупция существует на всех уровнях общественной жизни: от самой обыденной до самой верхней (на государственном уровне), и ещё выше – в надгосударственном уровне.

Никого не удивил тот факт, что раскрыта система коррупционная, когда прокуратура покрывала подпольные казино, и вскрыли эту систему только после смена мэра Москвы. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, почему это так происходит.

Прошедший финансовый кризис это коррупционное явление. Соответствующие круги сверхбогатых людей, контролирующих банковскую систему, забрали деньги из банков, украли посредством различных мошеннических операций. Банкиры – это «рафинированные преступники».

Информация о работе Государство как субъект МЧП