Гражданское и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:16, реферат

Описание

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Работа состоит из  1 файл

семинар.docx

— 23.44 Кб (Скачать документ)

Гражданское общество и правовое государство.

Правовое  государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы  правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в  законодательстве широкого комплекса  естественных неотчуждаемых и  демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными  и иными гарантиями, надежной  защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти  на законодательную, исполнительную  и судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение  которого создаются и реализуются  все подзаконные акты;

5) при федеративном  устройстве государства демократическое  распределение компетенции между  субъектами федерации. Понятие  «правовое государство» предусматривает  не столько подчинение государственной  власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве  четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые  правом.

Общие требования, которым  должно отвечать правовое государство:

соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов  и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

ограниченное вплетение  законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

практическое обеспечение  верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

диалектическое сочетание  стабильности и динамизма законодательства;

наличие отработанных демократических процедур участия  граждан в правотворческом процессе;

учет общественного  мнения;

наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях  аналитической, государственной, социальной структуры;

высокий уровень  правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права  и закона;

2) максимальную гарантию  прав и свобод человека;

3) равенство всех  перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного  партнера, каким выступает гражданское  общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные  индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ 
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Структура гражданского общества
Политические  партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые  при законодательных и правительственных  органах;

общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные  фонды;

научные и культурные организации, спортивные общества;

муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

независимые средства массовой информации;

церковь;

семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические  – многоукладная экономика, разнообразие  формы собственности, регулируемые  рыночные отношения;

2) политические –  децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический  плюрализм, доступ граждан к  участию в государственных и  общественных делах, верховенство  закона и равенство всех перед  ним;

3) духовные – отсутствие  монополии одной идеологии и  мировоззрения; свобода совести,  цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные  граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого  общежития.

В развитых странах  Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;

создание системы  взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;

функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между  государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов  и комиссий при государственных  структурах, в которых участвуют  представители групп и объединений  по интересам.

Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства  и гражданского общества.

Для успешного функционирования политической системы из возможных  вариантов взаимосвязи государства  и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное  свертывание функций государства, искусственное упразднение их или  неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.  
 

Борис Ельцин. Политический портрет

Первый президент  России Борис Ельцин, скончавшийся в понедельник на 77-м году жизни, был самым заметным и противоречивым политиком "новой России", фактически возглавившим процесс относительно бескровного демонтажа Советского Союза, однако не сумевший остановить падение жизненного уровня населения  и ослабление позиций России в  мире. 
Ельцин, первый лидер в истории России, избранный всенародным голосованием в 1990 году, стал инициатором разгона также избранного на демократических выборах Верховного совета. Именно кадры прямой трансляции CNN штурма покрытой черной копотью после обстрела танками парламентской резиденции на Краснопресненской набережной стали для мира иллюстрацией противоречивых и порой парадоксальных событий в пост-советской России. 
Между тем, руководимому им кабинету министров удалось справиться с некоторыми казалось бы неразрешимыми проблемами последних месяцев существования Советского союза, прежде всего, товарным дефицитом. Его правительству удалось убедить остальные страны бывшего СССР, прежде всего, Украину и Казахстан, отказаться от ядерного оружия и сконцентрировать ядерный потенциал бывшего СССР на территории России. 
НЕТИПИЧНЫЙ АППАРАТЧИК 
Родившийся в 1931 году в деревне Бутка Свердловской области, Ельцин сделал типичную для своего времени карьеру партийно-хозяйственного аппаратчика, венцом которой стало приглашение относительно молодого первого секретаря Свердловского обкома КПСС в Москву в команду партийных реформаторов Михаила Горбачева. 
Возглавив Московский городской комитет Компартии, Ельцин быстро стал набирать популярность у москвичей своими призывами к ограничению льгот партаппарата. Однако в 1987 году после своего выступления на одном из пленумов ЦК КПСС с критикой действий команды Горбачева он лишился партийных постов и был отправлен в аппаратную ссылку на должность заместителя главы Госстроя. 
Он сумел вернуться в большую политику, сначала избравшись депутатом Верховного Совета РСФСР на свободных выборах, а затем и возглавив российский парламент. 
Его соперничество с Горбачевым, которому он не смог простить унижения 1987 года, по мнению многих политологов, предопределило борьбу за влияние между РСФСР, крупнейшей республикой бывшего СССР, и союзным центром, которая в итоге способствовала ослаблению и краху Советского Союза. 
Во время попытки военного переворота в августе 1991 года Ельцин возглавил сопротивление путчистам. Он лично, с танка, объявил ГКЧП фактически вне закона. После провала путча развал Советского Союза стал вопросом времени, однако его в значительной степени ускорили сепаратные, за спиной Горбачева, договоренности Ельцина с лидерами Украины и Белоруссии о создании Содружества независимых государств, которое фактически заменило собой СССР. 
ЕЛЬЦИНСКАЯ РОССИЯ 
Первые годы существования новой России были ознаменованы обвальным падением производства, доходов населения, обесценением вкладов и гиперинфляцией, а также ростом преступности и перераспределением госсобственности в пользу нового класса предпринимателей. Именно приватизация, воспринимаемая большинством населения как несправедливая, в значительной степени предопределила нынешние сложные отношения бизнеса и власти. 
Одним из наиболее противоречивых решений Ельцина стал ввод в декабре 1994 года войск в Чечню, в одностороннем порядке объявившей о независимости от России. Этот шаг положил начало одной из самых жестоких военных кампаний последних десятилетий, жертвами которой стали тысячи человек с обеих сторон, дал повод для резкой критики России со стороны Запада и спровоцировал резкий всплеск террористической активности чеченских формирований как на территории Чечни, так и остальной России. 
Сам Ельцин называл этот шаг "ошибкой", однако попытка остановить войну путем подписания так называемых "хасавюртовских соглашений" в 1996 году после его переизбрания на второй срок привело к противоположному результату. Регион, фактически вышедший из-под контроля Москвы, стал "черной дырой" на территории России, где исчезали не только деньги, выделяемые на его восстановление, но и сотни людей, попавшие в заложники к бандитам. В итоге, когда в 1999 году чеченские подразделения напали на дагестанские села, Россия была вынуждена возобновить военные действия, продолжавшиеся несколько лет. 
Ельцин стал не только первым всенародной избранным президентом, но и первым руководителем России, нашедшим в себе силы добровольно отказаться от власти 31 декабря 1999 году за полгода до официального истечения своих полномочий. Последний год его правления характеризовался резким падением доверия населения к власти, чередой отставок правительств, а также борьбой между различными олигархическими группировками за влияние в стране. 
Уходя, Ельцин извинился за то, что не смог добиться на своем посту всего, что обещал народу. 
 
После ухода из большой политики Ельцин воздерживался от публичной активности, избегал комментариев по поводу деятельности новой власти. В последних интервью, которые появились в дни празднования его 75-летнего юбилея в прошлом году, Ельцин сказал, что не жалеет о своем уходе и полностью поддерживает политику нынешнего президента

Информация о работе Гражданское и правовое государство