Исполнительное производство в системе права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение понятия, предмета и метода, принципов и эффективности исполнительного производства в целом. И в качестве подведения итогов работы - определение места исполнительного производства в системе права РФ.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие исполнительного производства. 5

Глава 2. Предмет и метод правового регулирования. 7

Глава 3. Принципы исполнительного производства. 14

Глава 4. Эффективность норм исполнительного производства 19

Заключение 21

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                     3

Глава 1. Понятие исполнительного производства. 5

Глава 2. Предмет  и метод правового регулирования. 7

Глава 3. Принципы исполнительного производства. 14

Глава 4. Эффективность  норм исполнительного производства 19

Заключение                                                                                                               21

Список использованной литературы                                                                       22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Вопрос о природе отношений, возникающих в процессе исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в юридической науке является спорным. Это обстоятельство определенным образом воздействует на эффективность исполнительного производства, так как неопределенность и пробелы в законодательстве отрицательно влияют на сам процесс принудительного исполнения.

      В связи с принятием Конституции 1993 года в России утвердился демократический путь развития государства. Главным приоритетом в государственной политике стало создание условий для равных прав и свобод и построения гражданского общества. С развитием предпринимательской деятельности, изменением форм владения, пользования и распоряжения назрела необходимость по-новому урегулировать исполнительное производство, исходя из усиления ответственности за невыполнение судебных решений и актов юрисдикционных органов, а также исходя из равенства защиты всех форм собственности.

    Кардинальные  изменения в структуру органов  и должностных лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов  и актов других органов, внесли Федеральные  законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

    В современной науке большинство ученых придерживается той точки зрения, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса. Это направление считается традиционным, хотя некоторые авторы видели неоднородность отношений, возникающих при осуществлении правосудия, и в исполнительном производстве.  Указанное мнение основывается, прежде всего, на определении предмета гражданского процессуального права, а также на том, что конечной целью рассмотрения гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности. Из этого свойства следует, что осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке является продолжением гражданского процесса.

    Другую  позицию занимает группа ученых, которые  утверждают, что исполнительное производство – это не стадия гражданского процесса, а самостоятельная отрасль права.       

    Целью данной работы является изучение понятия, предмета и метода, принципов и эффективности исполнительного производства в целом. И в качестве подведения итогов работы - определение места исполнительного производства в системе права РФ.  

       Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается понятие, задачи новой государственной службы. Во второй главе предмет и метод исполнительного производства. Третья глава посвящена принципам исполнительного производства. А в четвертой главе будет рассмотрена эффективность норм исполнительного производства.

        
 
 

                   

      . 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1.  Понятие исполнительного производства

          Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом  интересов.

      Нормативную основу исполнительного производства составляет  Федеральный закон  РФ “Об исполнительном производстве”. Он состоит из 19 глав и 130 статей и является  основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов  других органов.

      Этот  закон определяет задачи исполнительного производства. Ими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

          Закон также определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено  право возлагать, на граждан, организации или бюджеты всех уровней, обязанности  по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

      Основное  достижение современного законодательства об исполнительном производстве заключается  в том, что созданием Службы судебных приставов  в законодательном  порядке было устранено двойное  подчинение судебных исполнителей суду и органам юстиции, что также сказалось на эффективности всего процесса. Далее в процессе становления исполнительного производства должно быть совершенствование законодательства. Необходимо устранить противоречия: определить формы участия в исполнительном производстве прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления; пересмотреть перечни видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание.  

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Предмет и метод правового регулирования.                                                        

 

        Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется правом. Далее имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Некоторые исходят из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма.  

         В теории права отмечалось, что  предмет регулирования процессуального  права составляют организационно-процессуальные  отношения. Полагаю, что исполнительное  производство – процессуальная  отрасль права, предмет правового  регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Замечу, что существует и прямо противоположная точка зрения о полностью внепроцессуальном характере исполнительного производства.

          Порядок осуществления принудительного  исполнения судебным приставом-исполнителем  в РФ определяется Федеральным  законом «Об исполнительном производстве».  Причем в целях повышения эффективности и установления дополнительных гарантий законности в исполнительном производстве деятельность судебного пристава- исполнителя имеет особую юридическую форму.

         В юридической науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового  
 
 

результата,1 а также то, что процессуально-правового регулирования требуют, прежде всего, такие случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений.2

         Эти положения позволяют использовать  термин «процессуальная форма»  для характеристики деятельности  не только органов правосудия, но и для характеристики деятельности всех органов государства, их должностных лиц, в том числе и  судебного пристава-исполнителя.

         В частности, судебный пристав-исполнитель  добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой  нормой, но не было совершено обязанным лицом. Это означает, что он применяет материально-правовые нормы, приводит механизм реализации юрисдикционного акта в соответствие с предписаниями норм Закона «Об исполнительном производстве», устанавливающего общую процедуру их реализации, вводит особые меры принудительного исполнения, возбуждает исполнительное производство, предоставляет должнику срок для добровольного исполнения, то есть применяет процессуальные нормы. Однако действие судебного пристава-     исполнителя по применению процессуально-правовых норм является, в отличие от суда, принудительно-исполнительной, а не праворазрешительной.

         Процессуальная форма характерна  для всех процессуальных отраслей  права. Однако наиболее исследован  этот вопрос в науке гражданского процессуального права.

         Среди характерных черт гражданской  процессуальной формы обычно  выделяют следующие: порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права; заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участвовать на судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивать свои права и интересы; решение суда по делу должно быть основано на фактах, установленных на заседании при

________________________

1.Шагиева Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация. Казань, 1986 С.16.

2.Валеев Д.Х, Процессуальная форма в исполнительном производстве. Казань, 2002 С.72-75.

помощи  доказательств, и соответствовать  закону.

         Проводятся исследования и в области арбитражной процессуальной формы, под которой понимается нормативно устанавливаемый порядок осуществления правосудия, выработанный на основе обобщения огромного опыта правоприменения.

         При анализе процессуальной формы  исполнительного производства следует  учитывать те достижения, которые имеются в данной сфере. По мнению профессора К.И Комисарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки: нормативность, непререкаемость, системность и универсальность.3 Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам.  

         Нормативность исполнительной процессуальной  формы выражается в том, что существующий Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов.

         Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством. Это означает, что такие процессуальные действия, как возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законности обоснованности, должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона «об исполнительном производстве».  

          Системность исполнительной процессуальной  формы выражается в том, что  исполнительное производство в настоящее время представляет собой

________________________

3.Комиссаров К.И Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права. Свердловск, 1982. 

юридически  целостную отрасль права. Имеется  общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной области, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности, существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполнительном производстве, сроки, ответственности и другое. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство, - это положения о подведомственности, подсудности, судебные расходы и другое.

Информация о работе Исполнительное производство в системе права Российской Федерации