Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:37, дипломная работа
Объект – информационные технологии в правоохранительной деятельности.
Предмет – теоретико-правовые аспекты использования информационных технологий правоохранительными органами в РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка вопросов правового обеспечения процессов использования информационных технологий правоохранительными органами РФ.
Концепция государственной информационной политики (1998 г.);
Концепция информационного общества (1999 г.);
Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г.;
Целевая долговременная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»;
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;
Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000 г.);
Проекты ФЗ «О документации», «Об электронном документе» и ряд других.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовым фундаментом, регулирующим в РФ отношения в области информации, является федеральные законы, направленные, например, на обеспечение защиты информации Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 6 августа 1993 г. №5605–1 «О селекционных достижениях» и др.
Становление информационного законодательства является одной из важнейших задач государственной политики в области информационных технологий и основным способом в решении проблем правового обеспечения информационного общества на национальном уровне.
Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.
В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:
соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Конституция РФ, п. 4 ст. 29);
возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;
защиту авторского права и права имущественной собственности на и информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;
формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;
ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним; согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;
тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;
информационной безопасности.
Федеральным Законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в статье 12 провозглашен принцип государственного регулирования в сфере применения информационных технологий. Так, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-
Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентируется использование информационно-
Регулирование использования информационно-
Использование на территории Российской Федерации информационно-
Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-
Передача информации посредством использования информационно-
Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-
Юридическая поддержка открытости государственных информационных технологий является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым пространством. Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-
Иными словами единое информационное пространство включает следующие главные компоненты:
информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и переход информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.
Реализуемые в настоящее время программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления предусматривают мероприятия, направленные на:
повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;
обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти;
формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;
обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;
распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач:
реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;
формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;
распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;
организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;
обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;
разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;
централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;