Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:40, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность понятия источника права;
2) определены признаки, характеризующие источники права;
3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.
1. Введение.
2. Понятие и признаки источников права.
2.1. Понятие источника права.
2.2. Признаки источников права.
3. Виды источников права.
3.1. Нормативно-правовой акт.
3.1.1. Закон.
3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
3.2. Судебный прецедент.
3.3. Нормативный договор.
3.4. Правовой обычай.
3.5. Религиозный текст.
3.6. Правовая доктрина.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы:
Содержание.
1. Введение.
2. Понятие и признаки источников права.
2.1. Понятие источника права.
2.2. Признаки источников права.
3. Виды источников права.
3.1. Нормативно-правовой акт.
3.1.1. Закон.
3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
3.2. Судебный прецедент.
3.3. Нормативный договор.
3.4. Правовой обычай.
3.5. Религиозный текст.
3.6. Правовая доктрина.
4. Заключение.
5. Список использованной
литературы:
В своей контрольной работе я обратилась к теме «Источники права» не случайно. В теории права много спорных и неоднозначных понятий, к их числу относится и понятие «источник права». Несмотря на древний возраст этого понятия (более двух тысяч лет) ни в науке, ни в юридической практике не достигнуто единство точек зрения относительно того, что понимать под источником права. В связи с этим актуальность данной темы очевидна.
Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность понятия источника права;
2) определены признаки, характеризующие источники права;
3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.
Первый раздел рассматривает и раскрывает сущность первой и второй задач, поставленных мною выше, а второй соответственно третьей задачи.
По результатам исследования сделаны выводы о достижении поставленной цели.
Источниками
информации для написания контрольной
работы по теме «Источники права» послужили
базовая учебная литература, справочная
литература и прочие актуальные источники
информации.
2.1. Понятие источника права.
Формирование понятийного аппарата отечественной науки общей теории права функционально зависит от того, какое значение придается тому или иному слову в русском языке. Слово «источник» имеет в русском языке множество значений.
Одно из значений слова источник в русском языке - это «вообще всякое начало или основание», «откуда исходит что-нибудь». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, систему экономико-хозяйственных связей (материальный аспект понятия источник права).
Второе значение слова «источник» связано с «силой, из которой что-либо исходит». В этой связи, целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признавали творческую силу Бога (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий и др.), другие мыслители видели в этой силе волю народа (Руссо, Радищев), государственную волю (Н.Г. Александров, А.Ф. Шебанов и мн. др.). Целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признают правосознание, юридические доктрины, господствующую правовую идеологию. Отсюда сложилось употребление понятие «источника права в идеологическом смысле».
Встречается еще и третье значение слова «источник» в русском языке. Это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование». В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. На исследовании этих памятников мы строим свои знания о правовых системах прошлого («Законы Хаммурапи», «Русская Правда» и др.). В данном значении понятия речь идет об источниках познания права.
Именно из этого, третьего значения слова источник возможно формирование специально-юридического значения искомого понятия «источник права». Если источник - это определенный документ, то источник права - это определенный правовой документ-акт. Причем не все правовые документы следует относить к источникам права, а только те, которые связаны с основной характеристикой права как нормативного регулятора общественных отношений. Следовательно, к источникам права могут быть отнесены только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, в которых закрепляются общеобязательные правила поведения (правовые нормы).
Формы такого рода закреплений, как показывает практика. могут быть различны: сформулированы в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела судом, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами, либо сформулированы в результате договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др.)
Таким
образом, через определение
Большинство ученых, и среди них специалисты отраслевых юридических наук, полагают, что понятия «источник права» и «форма права» могут иметь тождественное значение, если под источником права подразумевать только специально-юридический (формальный) аспект. В этом смысле в научной и учебной литературе употребляется словосочетание источник (форма) права.
Таким
образом, источником
права в специально-юридическом (формальном)
смысле -
это внешняя форма выражения
и закрепления правовых
норм в различных документах,
получивших официальное
признание государства.
Источник
права характеризуется
Данное значение источника права схоже с пониманием этого термина в европейских странах, т.к. и на Западе и в России оно предполагает связь правовой нормы с государством. В меньшей степени употребление этого термина характерно для традиционных правовых систем (мусульманское право, семьи обычного права), ввиду сильного влияния религиозного фактора на государственно-правовые институты.
В
целом, мировая юридическая практика
насчитывает множество видов
источников права. Среди них: правовой
обычай,нормативный правовой акт, судебный
прецедент, нормативный договор, религиозные
тексты, правовая доктрина. На выбор и
закрепление в национальной правовой
системе того или иного источника влияет
множество факторов. Рассмотрим более
подробно основные источники права. встречающиеся
в национальных правовых системах различных
государств.
3.1. Нормативно-правовой акт.
Нормативно-правой акт является одним из самых распространенных и ведущих источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в РФ.
Нормативно-правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.
Признаки нормативного правового акта суть следующие. Во-первых, нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе.
Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической подчиненности. Каждый вид нормативных актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется, исходя из нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов определенного государства, как правило, исходя из соотношения с Конституцией, с законом.
В некоторых случаях в качестве основного критерия определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. В случае нарушения правотворческим органом установленных юридических зависимостей акт должен быть признан неконституционным, незаконным, недействительным, отменен, приостановлен и т.п.
Таким образом, положение нормативного правового акта и объем полномочий, закрепленных за ор органами их издающими, обуславливают юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. В свою очередь, от юридической силы нормативного правового акта зависит место акта в правовой системе, установление иерархических связей и соподчиненности с другими актами.
Второй признак нормативного правового акта состоит в том, что в нем устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде абстрактно сформулированных государственно-властных предписаний, адресованных неперсонифицированному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.
Третья характеристика данного источника состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативном правовом акте должны содержаться определенные характеристики. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.
Четвертая особенность нормативного правового акта как источника права состоит в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.
Подводя
итог общей характеристике рассматриваемого
источника, следует согласиться
с тем, что нормативный правовой
акт -
это один из наиболее совершенных источников
права. Он позволяет государству оперативно
реагировать на изменения в характере
общественных отношений путем принятия
правовых норм, обеспечивать нормативные
правовые акты эффективным государственно-правовым
механизмом в целях его реализации.
3.1.1. Закон.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон.