Избырательный процес в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Описание

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Содержание

Глава 1. Избирательная система в РФ:
Понятие избирательной системы в РФ
Виды избирательных систем в РФ
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса
2.2. Структура и стадии избирательного процесса

Работа состоит из  1 файл

Избирательный процесс в РФ.docx

— 39.71 Кб (Скачать документ)

Избирательный процесс как политико-правовая категория  используется в широком и узком  значении, и его конкретное использование  предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. В широком смысле термин "избирательный  процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как  периода со дня официального опубликования  решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов  до дня представления избирательной  комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. В  узком смысле избирательный процесс  как формализованное явление  включает установленную законом  совокупность стадий организации и  проведения выборов, обеспечивающих целостность  и легитимность итогов голосования  и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных  процедур и избирательных действий13.

Таким образом, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная  кампания", не сводится к нему, поскольку  охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).

 

2.2. Структура и стадии избирательного  процесса

 

Избирательный процесс как юридический процесс  подготовки и проведения выборов  имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую  и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

Субъектная  составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной  кампании, которые вследствие наделения  их правами и обязанностями выступают  в качестве субъектов избирательного процесса.

Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные  сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных  прав российских граждан, выступают  в качестве одного из основных связующих  элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное  законодательство чрезвычайно скрупулезно  регламентирует временные параметры  избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение  или прекращение образующих его  отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы  предстают в процессе выборов  в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах14.

Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных  действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется  в законодательстве и реализуется  на практике, прежде всего, как система  последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

В избирательном  законодательстве Российской Федерации  в соответствии с конституционной  моделью организации системы  органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный  уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами15.

Избирательный процесс в Российской Федерации  включает в себя установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Не следует  отождествлять стадии избирательного процесса с этапами подготовки и  проведения избирательной кампании. Стадия избирательного процесса –  более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных  действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в  масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое  и часть. Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных  действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих  этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о  проведении выборов, официальное обнародование  даты выборов.

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают  следующие:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
  • образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными  на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава  депутатов представительных органов  государственной власти. Конституция  Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок  назначения региональных и муниципальных  выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных  образований.

Выборы  органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований16.

Выборы  назначает уполномоченный на то орган  или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором  проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент  Российской Федерации17.

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов  законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной  власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными  о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей  на основании сведений, полученных с использованием государственной  системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей  устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования  активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации включаются иностранные  граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы  по приговору суда и которые постоянно  или преимущественно проживают  на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Основанием  для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт его постоянного или  преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством  или законодательством субъектов  Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка18.

Для проведения выборов образуются избирательные  округа на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на соответствующей  территории, которые предоставляются  соответственно уровню выборов исполнительными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления, а  также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная  комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему  образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных  единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в  каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно  – территориальной единицы, или  муниципального образования, или населенного  пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной  единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер  и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий  представительный орган государственной  власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных  округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая  ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после  ее утверждения.

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей образуются избирательные  участки. Избирательные участки  образуются главой муниципального образования  по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета  не более чем 3 тысячи избирателей  на каждом участке не позднее чем  за 45 дней до дня голосования на выборах19.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях  иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей  на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

В ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"20 предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений21.

Статья 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным  законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может  быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку  выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может  быть предусмотрено, что для регистрации  кандидатов в соответствующую избирательную  комиссию должны быть представлены также  сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве  собственности.

Информация о работе Избырательный процес в РФ