Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:27, реферат
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.2 В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве. Это есть мера государственного принуждения, заключающаяся в претерпевании субъектом неблагоприятных последствий, установленных санкцией эколого-правовой нормы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Содержание
1. Экологическое правонарушение и юридическая ответственность за его совершение
2. Административная ответственность
3. Уголовная ответственность
Список литературы
Статьи
8.16 - 8.20 предусматривают
Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха - выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).
Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24 - 8.32).
Статьи 8.33 - 8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.
Охрана
и использование природных
Статья
8.40 предусматривает
Статья 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. “к”) Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в г. Владивостоке действует закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», предусматривающий ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 4).5
За
совершение административных правонарушений
могут устанавливаться и
Причем в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 – 4, 9.
В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.
В целом более 90% выявляемых ежегодно нарушителей подвергаются штрафу. Но размеры штрафа настолько малы, что предприятию выгоднее уплатить его, чем нести расходы на выполнение дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, как показывает анализ правоприменительной практики, штрафные санкции возлагаются в основном на юридических лиц, а виновные должностные лица уходят от ответственности. Тем самым не соблюдается принцип индивидуализации и неотвратимости ответственности. Негативная практика привлечения юридических лиц к административной ответственности вызывает у должностных лиц уверенность в своей безнаказанности. По этим причинам административно-правовые методы воздействия на правонарушителя являются малоэффективными.
уголовная
ответственность
3. Уголовная ответственность
В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие дано согласно ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды")).
При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).
Действующее
законодательство содержит группу норм,
предусматривающих уголовную
Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246-262).
Все
эти составы можно
1.
Экологические преступления
2.
Экологические преступления с
указанием природного объекта,
которые в свою очередь
на основные природные объекты (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр) - ст. 250-255 УК РФ;
в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) и растительного мира (флоры) - ст. 256 - 262 УК РФ.
Помимо перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления против мира и безопасности человечества” введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358) - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.7 В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).
И, наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами).
Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Поэтому следует иметь в виду, что целый ряд статей как Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экологическое значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.
Рассмотренные
судами уголовные дела об экологических
преступлениях связаны в основном с нарушениями
правил добычи водных животных, а также
правил охоты, рубки деревьев и кустарников.
Крайне редки случаи рассмотрения судами
дел по иным составам преступлений, что
прямо связано со сложившейся структурой
экологической преступности и характеризует
существенные недостатки в деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с нарушениями в области охраны окружающей
среды.
Список использованных
источников
Информация о работе Экологические правонарушения и экологические преступления