Конституционный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:20, курсовая работа

Описание

В данной работе основное внимание уделяется именно конституционному контролю, осуществляемому органами конституционного правосудия, как одному из самых важных видов контроля за соблюдением конституционных норм.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционный контроль:
1. Понятия «конституционного контроля» его сущность и содержание;
2. Объекты и субъекты конституционного контроля;
3. Виды конституционного контроля;
Глава 2 Конституционный контроль в Российской Федерации:
1. Органы конституционного контроля;
2. Конституционный Суд РФ и его роль в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации;
3. Конституционные суды субъектов РФ;
Заключение;
Литература;
Примечание.

Работа состоит из  1 файл

конституционный контроль.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  положению о Совете в его состав входят Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя и судья Конституционного Суда Российской Федерации – представитель Комиссии судей Конституционного Суда по связям с другими судами, председатели органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации – по должности. Членство в данном объединении является добровольным. При этом вхождение в Совет не налагает на его членов обязательств, умаляющих их официальный статус и статус органов, которые они представляют. В работе Совета участвуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации и члены органов конституционного контроля субъектов федерации.

Основными задачами Консультативного совета являются:52

установление  контактов между органами конституционного контроля, обмен мнениями и взаимоинформирование по вопросам организации и деятельности конституционного (уставного) контроля;

  1. обсуждение конституционно-правовых проблем и правовых позиций органов конституционного (уставного) контроля, выработка согласованных подходов по этим вопросам;
  2. обсуждение предложений по совершенствованию законодательства об органах конституционного (уставного) контроля;
  3. содействие повышению квалификации членов органов конституционного (уставного) контроля, сотрудников аппаратов этих органов, организация научно-методического обеспечения их деятельности;
  4. согласование деятельности органов конституционного (уставного) контроля в области международного сотрудничества.

Консультативный совет для решения стоящих перед ним задач:

  1. вносит рекомендации и предложения, затрагивающие общие вопросы конституционного (уставного) контроля, в государственные органы;
  2. организует проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, а также соответствующих научных исследований и обобщений;
  3. развивает связи и осуществляет контакты с органами конституционного контроля и юридическими объединениями других стран;
  4. способствует ознакомлению общественности с деятельностью и решениями органов конституционного (уставного) контроля.
  5. Возглавляет Совет Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.

   Одним из важнейших вопросов современного конституционного контроля является вопрос о взаимодействии Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в деле формирования единого правового пространства в России.

   Под взаимодействием мы понимаем взаимную, обоюдную, согласованную деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Причем согласованность подразумевает не только сотрудничество и координацию усилий, но и четкое разграничение компетенции, и правильное ее понимание обеими сторонами.

   Конституция Российской Федерации закрепила  в ст. 118 единую судебную систему Российской Федерации, что нашло свое подтверждение в Законе о судебной системе Российской Федерации (ст. 3). Однако Н.А. Жилин вполне обосновано ставит под сомнение обеспечение такого единства. Более того, он констатирует законодательную неопределенность по вопросу о месте конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в российской судебной системе.

Заключение:  

      Конституционный контроль есть специфическая функция  компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.

     Конституционный контроль может выступать в качестве специализированного механизма охраны Конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы.

     Судебный  конституционный контроль – проверка конституционности актов, решений и действий субъектов права, в следующих разновидностях:

1) конституционный  контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции,

2) конституционный  контроль, осуществляемый специализированными  – конституционными судами.

     Особенность второй разновидности судебного  конституционного контроля заключается  в том, что конституционность  объектов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль), которые обладают специальной компетенцией – конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства – конституционного судопроизводства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, точнее конституционное правосудие.

     Конституционное правосудие – это конституционный  контроль, который реализуется в  форме судопроизводства, в результате мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной судебной процедуре. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность осуществления конституционного контроля. Конституционное правосудие – высшая форма конституционного контроля.

     С формированием судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации, признанием их на федеральном уровне судебный конституционный контроль в России вступил в новый этап своего функционирования. Конституционные суды занимают сегодня свою правовую нишу в системе органов государственной власти субъектов Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

  1. Арутюнян  Г.Г. «Конституционный суд в системе  государственной власти» /сравнительный  анализ/, Ереван 1999 г.
  2. Боботов С.В. «Конституционная юстиция» Москва, 1994 г.   
  3. Иванов В.Н. «Конституционное право РМ» Кишинэу, 2000 г.   
  4. Козлов А.И. «Конституционное право» М, 1997 г.     
  5. Лукашук И.И «Конституции государств и международное право» М, 1998 г. 
  6. Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» М, 1999 г.  
  7. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.
  8. Шульженко Ю.Л. «Конституционный контроль в России». М., 1995.
  9. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права – 2005 - №3.
  10. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. №6. С. 114 Совета Российской Федерации. 1993. №19.
  11. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2-3.
  12. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №29.
  13. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ»// Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., «Юридическая литература». 1996.
  14. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: теоретические и практические проблемы // Государство и право. – 1998. - №5. с.5-11
  15. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ»// Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., «Юридическая литература». 1996.
  16. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001гг.): Очерки теории и практики. М.: «Городец-издат», 2001.
  17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1.
  18. Кряжков В. Конституционные суды субъектов Российской Федерации//Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. Дайджест оперативной информации. 2004. №2.
  19. Правовой акт о статусе Уставного суда субъекта Российской Федерации//Журнал российского права.2000.№1.
  20. Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. №103-0 по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета . 2003. 29 апреля.
  21. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных судах//Российская юстиция, 2002, №1.
  22. Григорьева Н.В. Практика учреждения конституционных судов субъектов РФ// Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Материалы 1 Межрегиональной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2002.
  23. Шапкина Е.А. Некоторые аспекты взаимодействия Конституционного Суда РФ и конституционных судов субъектов РФ// Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004.
 

    Нормативные акты:

    1.  Конституция Российской Федерации.

    2.  О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от // СЗ РФ. 1997. № 1.

    3.  Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19.

    4.  О конституционном суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ 1994 № 13.

    5.  О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29.

    6.  Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. 2002. № 1.

    7.  Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991–2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: «Городец-издат», 2001.

    8.  Григорьева Н.В. Практика учреждения конституционных судов субъектов РФ // Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Материалы 1 Межрегиональной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2002

    9.  Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ» // Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М.: «Юридическая литература», 1996.

    10.      Кряжков В. Конституционные суды субъектов Российской Федерации // Акты коституционного правосудия субъектов Российской Федерации. Дайджест оперативной информации. 2004. № 2.

    11.      Правовой акт о статусе Уставного суда субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 1.

    12.      Шапкина Е.А. Некоторые аспекты взаимодействия Конституционного Суда РФ и конституционных судов субъектов РФ // Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004.

    13  Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: теоретические и практические проблемы // Государство и право. – 1998. № 5.

    14.   По делу о проверке конституционности положений ст. 54 Жилищного кодекса: Постановление Конституционного Суда от 25 апреля 1995 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. №2–3.

    15.      По делу о толковании ст. 136 Конституции: Постановление Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6.

    16.      О проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. №103–0 по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан // Российская газета. 2003. 29 апреля. 
     
     
     
     

     

Информация о работе Конституционный контроль в РФ