Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющих оперативно-розыскную деятельность…...5
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности…………………………………….7
Полномочия прокурора, направленные на выявление и устранение нарушения закона………………………………………………………...10
Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………....17
В предмет прокурорского надзора не входят:
- сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
- проверка
законности решения судьи по
результатам рассмотрения
- сведения
о лицах, внедренных в
- сведения
о лицах, оказывающих или
- исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций, указаний).
Пределы
полномочий органов прокуратуры. Прокуратура
не должна вмешиваться в оперативно-
Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью (ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД). Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.
Прокурор
не вправе лично проводить оперативно-
Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определение круга участников и т.п.).
В органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.
Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Прокурор
не наделен правом самостоятельной
отмены незаконных и необоснованных
решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
3.
Полномочия прокурора,
направленные на
выявление и устранение
нарушения закона
Осуществляя
прокурорский надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
- проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;
-знакомиться
с документами, содержащими
- требовать
письменные объяснения от
- давать
письменные указания
- отменять незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ на основании оперативно-розыскных мероприятий;
- направлять в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей;
- опротестовывать
незаконные и необоснованные
постановления руководителей
- опротестовывать
противоречащие закону
- вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- требовать
от руководителей органов,
- при
обнаружении признаков
При
проведении проверок прокуратуры знакомятся
с материалами секретного делопроизводства.
При крайней необходимости
В
ходе осуществления прокурорского
надзора прокуроры требуют
Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. В данном случае при наличии оснований прокурор принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности (ч. 5 ст.21 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
4.
Особенности надзора
за исполнением
законов в ОРД
Специфика
оперативно-розыскной
Прокурорский
надзор за законностью оперативно-
Непосредственные субъекты по осуществлению прокурорского надзора именуются "уполномоченные прокуроры". Уполномоченный прокурор - прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ - заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.
Уполномоченные прокуроры на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Для
осуществления прокурорского
В органах прокуратуры должно быть налажено надлежащее делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим секретные сведения, которое исключало бы утрату или разглашение этих сведений. За умышленное разглашение содержания данных сведений или их утрату предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 283, 284 УК РФ).
Заключительным этапом организации прокурорского надзора является оформление его результатов в отчете, который состоит из двух разделов (проверка оперативно-розыскных материалов и рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность), заполняется по правилам секретного делопроизводства и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру.
Прокуроры
- руководители прокуратур несут персональную
ответственность за организацию
прокурорского надзора. Уполномоченные
прокуроры несут персональную ответственность
за несоблюдение установленных ограничений
по ознакомлению со сведениями, составляющими
государственную тайну.
Заключение
Подводя
итог необходимо отметить, что результативность
оперативно-розыскной
Именно предотвращению подобных нарушений, которые помимо прочего могут повлечь ущемление конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.
Таким
образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной
деятельностью — это вид
Однако данное направление прокурорского надзора, в соответствии в Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, можно согласиться с мнением М.П. Полякова и А.Ф. Федулова в том что, выделение данного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в первую очередь затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.
Отношение
к надзору за законностью оперативно-
Мы придерживаемся точки зрения Г. Дытченко и Е. Никитина в вопросе связанном с проблемами организации прокурорского надзора в данной отрасли.
Отсутствие единой системы осуществления этого вида надзора в масштабах страны значительно затрудняет внедрение положительного опыта между субъектами Российской Федерации.
Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.
Информация о работе Контрольная работа по предмету: «Прокурорский надзор»