Контрольная работа по предмету: «Прокурорский надзор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющих оперативно-розыскную деятельность…...5
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности…………………………………….7
Полномочия прокурора, направленные на выявление и устранение нарушения закона………………………………………………………...10
Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………....17

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор готово.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

     В предмет прокурорского надзора  не входят:

- сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;

- проверка  законности решения судьи по  результатам рассмотрения материалов  об ограничении конституционных  прав граждан при проведении  оперативно-розыскных мероприятий (ст. 9 Закона об ОРД). К числу таких мероприятий, например, относится прослушивание телефонных переговоров;

- сведения  о лицах, внедренных в организованные  преступные группы, о штатных  негласных сотрудниках органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД);

- сведения  о лицах, оказывающих или оказывавших  органам федеральной службы безопасности  содействие на конфиденциальной  основе, а также об организации,  о тактике, методах и средствах  осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 24 ФЗ о ФСБ);

- исполнение  предписаний подзаконных актов  (приказов, распоряжений, инструкций, указаний).

     Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура  не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную  деятельность поднадзорных органов.

     Исполнению  подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной  деятельностью (ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД). Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.

     Прокурор  не вправе лично проводить оперативно-розыскные  мероприятия или участвовать  в их подготовке.

     Прокурор  не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определение круга участников и т.п.).

     В органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.

     Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения  которого вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

     Прокурор  не наделен правом самостоятельной  отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. 
 
 
 

3. Полномочия прокурора,  направленные на  выявление и устранение нарушения закона 

     Осуществляя прокурорский надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, уполномоченный прокурор обладает следующими полномочиями:

- проводить  проверки исполнения законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;

-знакомиться  с документами, содержащими сведения  об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий (право требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий);

- требовать  письменные объяснения от должностных  лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, если они допустили нарушение закона;

- давать  письменные указания дознавателю  о направлении расследования,  в том числе об осуществлении  по уголовным делам комплекса  оперативно-розыскных мероприятий,  либо требовать их прекращения;

- отменять  незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ на основании оперативно-розыскных мероприятий;

- направлять  в суд жалобы, проверка которых  относится исключительно к компетенции судей;

- опротестовывать  незаконные и необоснованные  постановления руководителей органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в том числе о  передаче результатов оперативно-розыскной  деятельности следователю (органу  дознания, дознавателю, в суд);

- опротестовывать  противоречащие закону ведомственные  правовые акты руководителей  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

- вносить  представления об устранении  нарушений закона, допущенных должностными  лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- требовать  от руководителей органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных  работников от дальнейшего ведения  оперативных проверок в случае  нарушения ими закона;

- при  обнаружении признаков преступления  прокурор выносит мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений.

     При проведении проверок прокуратуры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. При крайней необходимости прокурору  можно снимать с них копии  и делать выписки. В случае неосторожного обращения и утечки секретной информации проводится служебное расследование.

     В ходе осуществления прокурорского  надзора прокуроры требуют предоставления подлинных оперативно-служебных  документов.

     Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. В данном случае при наличии оснований прокурор принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности (ч. 5 ст.21 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

4. Особенности надзора  за исполнением  законов в ОРД 

     Специфика оперативно-розыскной деятельности, обусловливающая особенности организации  прокурорского надзора, заключается  в том, что она в значительной мере имеет негласный характер и  осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государственную тайну.

     Прокурорский  надзор за законностью оперативно-розыскной  деятельности осуществляется Генеральным  прокурором РФ и уполномоченными  им прокурорами.

     Непосредственные  субъекты по осуществлению прокурорского  надзора именуются "уполномоченные прокуроры". Уполномоченный прокурор - прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ - заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.

     Уполномоченные прокуроры на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности определяются приказами соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

     Для осуществления прокурорского надзора  в сфере оперативно-розыскной деятельности уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами допуск, оформленный в соответствии с положениями Инструкции "О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050.

     В органах прокуратуры должно быть налажено надлежащее делопроизводство по документам оперативно-розыскной  деятельности, содержащим секретные  сведения, которое исключало бы утрату или разглашение этих сведений. За умышленное разглашение содержания данных сведений или их утрату предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 283, 284 УК РФ).

     Заключительным  этапом организации прокурорского  надзора является оформление его  результатов в отчете, который  состоит из двух разделов (проверка оперативно-розыскных материалов и рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность), заполняется по правилам секретного делопроизводства и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру.

     Прокуроры - руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию  прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность  за несоблюдение установленных ограничений  по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых  законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.

    Именно  предотвращению подобных нарушений, которые  помимо прочего могут повлечь  ущемление конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.

    Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной  деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками  прокуратуры в пределах их компетенции  посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами.

    Однако  данное направление прокурорского  надзора, в соответствии в Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, можно согласиться с мнением М.П. Полякова и А.Ф. Федулова в том что, выделение данного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в первую очередь затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.

    Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной  деятельности как к второстепенному  и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности.

    Мы  придерживаемся точки зрения Г. Дытченко и Е. Никитина в вопросе связанном с проблемами организации прокурорского надзора в данной отрасли.

    Отсутствие  единой системы осуществления этого  вида надзора в масштабах страны значительно затрудняет внедрение  положительного опыта между субъектами Российской Федерации.

    Отсутствие  достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.

Информация о работе Контрольная работа по предмету: «Прокурорский надзор»