Лица, участвующие в деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание

Каждый день в России большое количество людей обращается в суд за защитой нарушенных прав. Чтобы урегулировать данные правоотношения необходимо четко знать правовую характеристику, перечень прав и обязанностей участников гражданского судопроизводства. Гражданское процессуальное законодательство не содержит перечня участников гражданского процесса. В ГПК имеется только указание на состав лиц, участвующих в деле, и судебных представителей.

Содержание

Глава 1. Понятие и признаки лиц, участвующих в деле……………………….3
Глава 2. Понятие прав и обязанностей сторон в гражданском процессе……..7
Глава 3. Понятие и состав третьих лиц………………………………………...13
Глава 4. Прокурор, как участник процесса……………………………………16
Глава 5. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц...19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

лица учавствующие в деле.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     Прокурор  наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Однако при этом, поскольку  прокурор не является стороной в спорном  материальном правоотношении, он будет занимать положение истца только в процессуальном смысле, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд.

     Согласно  с ч.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

     Прокурор, участвующий в деле с целью  дачи заключения, также вправе знакомиться  с материалами дела. Он определяет нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, т.д.

     Во  время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается  в том, что прокурор участвует  в решении различных вопросов – о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст.189 ГПК РФ). В своем заключении прокурор указывает на общественную значимость того дела, которое рассматривается; анализирует рассмотренные доказательства и дает им оценку; указывает тот закон, на основе которого должно быть вынесено решение. Заключение прокурора не является обязательным для суда, суд может им и не руководствоваться при вынесении решения.18  

    5. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц.

     В ГПК РФ лицам, участвующим в процессе с целью защиты интересов других лиц, посвящено две статьи (ст. 46 и 47).

     К таким лицам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, а также  граждане. Субъекты, которые обращаются в суд для защиты интересов других лиц, не имеют и не могут иметь материально-правовую заинтересованность. Участие в процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций определяется содержанием их функций. Например, ст. 281 ГПК РФ предусматривает, что дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено не только по заявлению членов его семьи, но и органами опеки и попечительства, психиатрическими и психоневрологическими учреждениями (организациями). Органы опеки и попечительства обязаны выступать в защиту несовершеннолетних и недееспособных — это их функциональная обязанность, как и в случаях, предусмотренных в Семейном кодексе РФ.

     Статья 47 ГПК РФ предоставляет органам  государственной власти, органам  местного самоуправления возможность  вступать в судебный процесс по делу до принятия решения судом первой инстанции для дачи заключения в  целях реализации возложенных на них обязанностей и в целях защиты интересов, прав и свобод других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

     Инициатива  вступления в дело может исходить как от самих органов, так и  от других лиц, участвующих в деле. Ч. 2 ст. 47 ГПК РФ предусматривает возможность проявления инициативы и самого суда, если это необходимо по обстоятельствам дела. Привлечение в процесс государственных органов и органов местного самоуправления позволяет более полно учитывать общественный интерес и в то же время обеспечивает гласность и объективность рассмотрения и разрешения дела.

     Защита  прав других лиц осуществляется в  двух формах:

  1. Путем обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц либо неопределенного круга лиц (ст.46 ГПК РФ). Такое право возбуждения дела предоставлено как государственным органам, органам местного самоуправления, так и организациям и гражданам. Здесь предусмотрен максимально широкий круг лиц, широкий круг лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту прав и интересов других лиц либо неопределенного круга лиц.
  2. Государственные органы и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 47 ГПК РФ). Право дачи заключения предоставлено только государственным органам и органам местного самоуправления.19

     Возбуждение дела и дача заключения в соответствии со ст. 46 и 47 ГПК РФ возможны только в  случаях, предусмотренных законом, например ГПК, СК и д.р. Таким образом, ст.46 ГПК РФ носит бланкетный характер, определяя возможность возбуждения дела в защиту прав других лиц либо дачи заключения по делу наличием специального указания в законе.

     Вместе  с тем согласно ст.47 ГПК РФ в  необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле соответствующий государственный орган и орган местного самоуправления. В данном случае привлечение к участию в деле в возможно для достижения целей, указанных в ч.1 ст.47 ГПК РФ.

     В этом и состоит отличие участия  в гражданском процессе государственных органов и иных субъектов, указанных в ст.46 и 47 ГПК РФ, от участия в гражданском процессе прокурора. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов определенных субъектов (указанных в ч.1 ст.45 ГПК РФ) без ограничения каким-либо конкретным кругом дел. Государственные органы и иные субъекты ст.42 ГПК РФ могут возбуждать дела в защиту прав других лиц или вступить в дело с целью дачи заключения не по своему усмотрению, а только в случаях, предусмотренных законом, а также при ряде дополнительных условий, установленных в ст.47 ГПК РФ.

     Основанием  участия в гражданском процессе для государственных органов  и иных субъектов ст.46 и 47 ГПК РФ является гражданская процессуальная правоспособность. Данные субъекты относятся к числу лиц, участвующих в деле, и наделяются соответственно таким же кругом процессуальных прав и обязанностей, за рядом исключений.20

     Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц осуществляется целым рядом субъектов, указанных в ст.46 ГПК РФ, но в основном государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, входящим в их компетенцию или сферу деятельности. Обращение в суд с заявлением в защиту прав других лиц возможно в исковом, особом производстве и производстве из публичных правоотношений.

     Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом  интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя  или иного заинтересованного  лица (ч.1 ст.46 ГПК РФ). Государственные  органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право.

     Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих  интересов, не являются сторонами в  материальном смысле, а выступают  в качестве истцов только в процессуальном смысле. Лица, подавшие заявление в  защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч.2 ст. 46 ГПК РФ).

     Процессуальные  истцы должны обосновывать и поддерживать в судебном заседании требования, с которыми они обратились в суд, совершать все действия в таком же порядке, как и истец – субъект спорного материального правоотношения, т.е. сторона в материальном смысле. К ним нельзя предъявить встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным исковым требованием.

     Государственным органам принадлежат все остальные  права, которыми закон наделяет истца. Заинтересованное же лицо, в чьих интересах  предъявлен иск, извещается о слушании дела и участвует в нем в качестве истца. В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его представитель не заявит об отказе от иска. В случае отказа органов, организаций или граждан, поддержать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска, наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч.2 ст.45 ГПК РФ. Государственные органы могут занимать в процессе положение ответчиков в процессуальном смысле.21

     Защита  прав других лиц, в форме дачи заключения.

     Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как должен быть разрешен спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов является письменным доказательством. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

     Вопрос  об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации  в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный  орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.

     Заключение  государственных органов представляется в письменном виде, оглашается в  судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители  могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, предоставлено также право реплики. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении.22 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

     6. Заключение 

     В данной контрольной работе я охарактеризовала состав участников гражданского процесса; описала понятие сторон; изучила процессуальные права и процессуальные обязанности сторон; охарактеризовала процессуальное соучастие.

     Лица, участвующие в деле, - это такие  участники процесса, которые имеют  и материальную и процессуальную заинтересованность в исходе дела и  выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов.

     Наличие сторон характерно не только для искового производства, но и для производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и для отдельных категорий  дел особого производства. Хотя они  именуются уже не истцом и ответчиком однако фактически их правовое положение в гражданском процессе определяется теми же правами и обязанности, как и для сторон искового производства.

     Правосудие  по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Равенство прав и обязанностей сторон заключается в том, что обе стороны в равной мере имеют право на отстаивание своих прав, занимаемой ими позиции в судебном заседании лично или же через своих представителей. Праву истца на предъявление иска соответствует право ответчика на возражение или на предъявление встречного иска к истцу с целью защиты своих прав.

     Суд обязан в полной мере содействовать  сторонам в реализации их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

Информация о работе Лица, участвующие в деле