Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:56, реферат
В своём первоначальном значении общество - это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. Понятие "общество” многозначно:
- в широком смысле: общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (все человечество);
- в узком смысле:
Областное
государственное бюджетное
учреждение среднего профессионального образования
«Колледж
экономики и управления»
Реферат
по дисциплине: Обществознание
Тема:
Науки, изучающие общество,
человека. Их система.
Выполнила:
Студентка группы СПО/11 Исакова Евгения
Олеговна Проверил: Преподаватель Костылева Г.Г. |
Саянск
2012
В своём первоначальном значении общество - это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. Понятие "общество” многозначно:
- в широком смысле: общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (все человечество);
- в узком смысле:
- (с социологической точки зрения) – общество – это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов);
- (исторический подход к пониманию общества) – общество – это конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.);
- (этнографический смысл) – общество – совокупность людей, характеризующаяся общими этническими особенностями и культурными традициями (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).
В социальной философии для того, чтобы избежать терминологической путаницы, предлагается использовать понятие социум для обозначения общества. Социум – понятие, обозначающее общество в широком смысле слова, характеризующем все аспекты социальности, противопоставленной природному началу.
Выделим общие характерные черты понятия общества:
Кроме того, каждое конкретное общество можно выделить по определенным внешним и внутренним признакам.
Внешние признаки общества – это территория, на которой формируется и образуется общество, и хронология - последовательность исторических событий развития общества во времени.
К внутренним признакам общества относят:
- способность к самоорганизации и развитию;
- наличие
отдельных элементов (
- связи, возникающие между людьми в процессе их взаимодействия.
Общество
(как и человека) можно изучать
с разных позиций, и поэтому в
категорию «социальных наук», «наук
об обществе» выделен целый ряд
научных дисциплин. Общество является
объектом исследования для философии,
истории, антропологии, этнологии, социологии,
политологии, культурологии, правоведения
и экономики, которые с позиций
характерных для них
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.
Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.
Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются «философскими аспектами обществоведения».
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений.
Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т.н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества», можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», ступени.
Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.
В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового.
Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития.
Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.
Для исследования обществ, находящихся на этнической стадии, этнология является необходимым инструментом. Более того, этнологические данные много говорят об обществе, перешедшем и на иные исторические стадии, так как этнические архетипы чрезвычайно устойчивы и способны влиять на психологию и социальное поведение на протяжении долгих веков существования людей во всех общественных системах.
Социология.
Социология является дисциплиной, главным
объектом которой является само общество,
изучаемое как целостное явление.
Это научное направление появилось в середине
XIX века (О.Конт (1798 - 1857), Ф.Теннис (1855-1936),
Э.Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое
признание, так как предлагало исследовать
не общество с позиции рациональности,
но саму рациональность с позиции общества.
Общество в социологии считается той инстанцией,
где формируется тип рациональности, представление
о человеке, мировоззрение.
Один из основателей социологии, немецкий ученый Ф.Теннис, разграничивал понятия «общество» и «община», относя последний термин к системе «традиционного общества» (особенно на этническом и родоплеменном уровнях), а собственно «общество» предлагал рассматривать как явление «Нового времени», состоящее из совокупности отдельных атомарных личностей, искусственно и волевым образом формирующих коллектив. Это более узкое понимание «общества» (в отличие от «общины») имеет приверженцев в социологии, которые склонны ограничивать эту дисциплину только рамками Нового времени.
В
последние десятилетия
И
хотя в рамках социологии изучение
общественного мнения является лишь
подсобным и второстепенным элементом,
есть тенденция подменять
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Изучение
правовых норм и законов, как правило,
закрепленных в документальных постановлениях,
помогает полнее понять структуры обществ.
От древних обществ часто
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение
обобщает подходы всех социальных дисциплин.
В дисциплине «Обществоведение» присутствуют
элементы всех вышеописанных научных
дисциплин, помогающих понять и правильно
интерпретировать основные социальные
смыслы, процессы и институты. В «Обществоведении»
как дисциплине соучаствуют и философия,
и история, и политология, и культурология,
и правоведение, и экономика, и этнология.
Все они рассматривают общество с разных
точек зрения, а совокупность этих подходов
позволяет понять, что такое общество,
каково его основное содержание, как оно
развивается в каждом конкретном случае.
Информация о работе Науки, изучающие общество, человека. Их система