Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:45, реферат
Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля. Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты, стоящие по своей юридической силе ниже конституции. Это могут быть: конституционные или органические законы; обыкновенные законы; акты органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления. Конституционные законы, принятые квалифицированным большинством голосов на референдуме, обычно не подлежат проверке на конституционность
Объекты, содержание,
формы и субъекты конституционного
контроля. Объектами конституционного
контроля являются прежде всего все
нормативные правовые акты, стоящие
по своей юридической силе ниже конституции.
Это могут быть: конституционные
или органические законы; обыкновенные
законы; акты органов исполнительной
власти; акты органов местного самоуправления.
Конституционные законы, принятые квалифицированным
большинством голосов на референдуме,
обычно не подлежат проверке на конституционность.
Но законы, принятые на референдуме
простым большинством голосов, могут
подвергаться такой проверке. Объектом
конституционного контроля могут быть
и частно правовые акты (завещания,
договоры и др.) и судебные решения,
а в отдельных странах и
индивидуальные правоприменительные
акты. К числу объектов конституционного
контроля относятся действия должностных
лиц, создание и деятельность политических
общественных объединений (особенно партий),
акты и действия общественных объединений,
выполняющих по поручению государства
определенные властные функции и
др.
Не подлежит сомнению
то, что объектом конституционного
контроля являются внутригосударственные
договоры и соглашения. Таким объектом
служат и международные договоры.
Поскольку конституции многих стран
закрепляют приоритет, примат международного
права над национальным, то проверка
соответствия национальных законов
и иных правовых актов международным
договорам также должна включаться
в конституционный контроль. Проверке
на конституционность часто
Содержание конституционного
контроля также неодинаково в
различных странах. И тем не менее
можно сказать, что важнейшую
часть этого содержания составляет
обычно проверка конституционности
законодательства и прежде всего
защита прав человека и гражданина.
Очень большую его часть
В этих общих рамках
в одних странах (ФРГ, Испания
и др.) особенно большое место
в осуществлении
Формы (виды) конституционного
контроля еще более многообразны.
Уже шла речь о том, что конституционный
контроль может быть предварительным
и последующим. Также различают:
абстрактный (т.е. не связанный с
конкретным делом) и конкретный конституционный
контроль; обязательный и факультативный
(т.е. осуществляемый только по инициативе
управомоченного субъекта); решающий
(или постановляющий) и консультативный
(т.е. при не обязательности решения
для подконтрольного органа); материальный
(т.е. связанный с проверкой содержания
акта) и формальный (т.е. связанный
с проверкой компетентности органа,
издавшего соответствующий акт,
формы этого акта и процедуры
его принятия); полный и частичный
(т.е. распространяющийся не на всю, а
лишь на определенную сферу отношений,
урегулированных конституцией); внешний
и внутренний (т.е. осуществляемый не
иным, а самим органом, принявшим
соответствующий акт) конституционный
контроль.
В разных странах
конституционный контроль могут
осуществлять различные субъекты (органы).
Как уже отмечалось, в рамках англосаксонской
системы права такой контроль
осуществляют общие суды во главе
с высшим судом или только последний
(США, Япония, Аргентина, Норвегия, Швеция,
Австралия, Индия, Гана, Шри-Ланка, Филиппины,
Эстония и др.), а в других странах
— специализированным органом конституционного
контроля (европейская модель). Этот
орган чаще всего носит судебный
характер и именуется конституционный
суд, но иногда (например, во Франции, Тунисе,
Марокко, Сенегале, Казахстане и др.
странах) — несудебный или квазисудебный
характер и именуется — конституционный
совет. Особое место в таком самом
общем разделении моделей конституционного
контроля занимал конституционный
контроль, существовавший в прошлом
в СССР и других социалистических
странах, где его ограниченные функции
были возложены на сам парламент
и его постоянно действующий
орган. Сегодня в оставшихся по наименованию
социалистических странах нет специальных
органов конституционного контроля,
как нет их и в Великобритании,
где нет единой консолидированной
писаной конституции и очень
строго соблюдается принцип