Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, контрольная работа
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Введение. 3
1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 4
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ. 9
3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ. 16
Заключение. 21
Список использованной литературы 22
2. Органы
исполнительной власти субъектов РФ.
3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ. 16
Заключение.
Список использованной литературы
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают главное, или центральное, место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.
В теории
административного права нет
единого подхода в
Орган в государственно-правовом понимании слова означает организованный коллектив людей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; система взаимосвязей. орган государственной власти – это организованная часть государственного механизма, наделенная государственно-властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.
Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства, в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц издавать нормативные правовые акты обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.
Итак, органом исполнительной власти является исполнительно-распорядительный орган, реализующий эту власть (орган государственного управления), т. е. проводящий в жизнь законы и подзаконные акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сферах деятельности государства, отнесенных к его ведению, и наделенный правомочиями по применению мер государственного принуждения.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями республик, уставами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:
- подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
- наделение правом распорядительства, т. е. издания подзаконных юридических актов;
- подотчетность
и подконтрольность
- оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции;
- наделение правом применять меры государственного принуждения.
Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.
Главной
задачей органов исполнительной
власти является осуществление управленческих
полномочий в отношении иных субъектов
административного права. Исполнительные
органы, являясь одним из видов
органов государственной
Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.
Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.
Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
В научной и учебной литературе применяются различные критерии для классификации органов исполнительной власти. Один из них подразделяет все органы исполнительной власти по основаниям и порядку образования, по характеру компетенции, по порядку разрешения подведомственных вопросов, по территории деятельности, по источнику финансирования.
По основаниям и порядку образования все органы исполнительной власти подразделяются на две группы:
- образование
которых предусмотрено
- создаваемые
на основе текущего
По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы:
- общей
компетенции, ведающие всеми
- отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);
- межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы государственной статистики, органы по тарифам, финансовым рынкам).
По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют две группы органов исполнительной власти:
- коллегиальные
органы, обсуждающие и разрешающие
подведомственные вопросы
- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, управления, отделы).
Но и в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие нередко сочетается с коллегиальностью. Так, в федеральных министерствах и в других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.
По территории деятельности органы исполнительной власти делятся:
- на федеральные, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти);
- региональные, действующие на территории определенных регионов, т. е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах федерального округа, военного округа);
- субъектов Федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
По источнику финансирования органы исполнительной власти можно рассматривать только как бюджетные, т. е. финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Каждый из 89 субъектов
Федерации имеет собственную
систему органов исполнительной
власти, которую они формируют
самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции
РФ) в соответствии с основами конституционного
строя государства. Это, в частности,
означает, что образование, формирование
и деятельность органов исполнительной
власти субъектов Федерации
Особенностью этой единой системы является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус.
При этом функции и полномочия
в области государственного управления
на уровне субъектов Федерации
Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:
1) в республиках, имеющих
свои конституции, которые
2) в краях и областях
(т. е. административно-
3) в автономных образованиях (одна область и округа);
4) в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).
Правовую
основу их деятельности образуют ст. ст.
65, 66, 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции РФ, Федеральный
закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах
и порядке разграничения
Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции
субъекты Федерации самостоятельно
устанавливают систему органов
государственной власти в соответствии
с основами конституционного строя
и общими началами, закрепленными
в Федеральном законе "Об общих
принципах организации
Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации