Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:13, реферат
В работе была попытка показать структуру органов юстиции, какими основными законодательными актами они пользуются при исполнении своих обязанностей, их функции и задачи.
Функции органов юстиции настолько разнообразны, что затрагивают, если не все, то большинство сторон нашей жизни. Они призваны соблюдать права человека и гражданина, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, его свободы, защищать их от неправомерного вмешательства. Деятельность органов юстиции Российской Федерации, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ.
Структура министерства юстиции Российской Федерации.
Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Министерстве юстиции РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы. В соответствии со структурой аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом министра от 01 июля 1996 года, основные функциональные подразделения этого министерства можно было бы изобразить следующим образом:
Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации
Российский федеральный центр судебной экспертизы
Лаборатории судебной экспертизы
Российская правовая академия (РПА)
Филиалы и центры РПА
Международный юридический институт
Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения
Государственная регистрационная палата
Российский институт государственных регистраторов
Научный центр правовой информации
Центры правовой информатизации
Главный информационно-аналитический центр
Органы юстиции в субъектах Российской Федерации
Подразделения судебных приставов
Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Управление исполнения наказаний
Учреждения исполнения наказаний
Государственные нотариальные конторы
Работа по организационному обеспечению деятельности судов возложена прежде всего на управление организационного обеспечения судебной деятельности и исполнительного производства, в составе которого образованы отделы, занимающиеся организационным обеспечением судебной деятельности, организацией исполнительных производств, а также аналитической работой. Вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судейских, решаются управлением по вопросам государственной службы и кадров.
Проблемы совершенствования и систематизации законодательства отданы в ведение еще одной группы подразделений – управлений конституционного законодательства, гражданского и экономического законодательства, законодательства по борьбе с правонарушениями и систематизации законодательства. Близко к ним по своим общим задачам примыкает управление государственной регистрации ведомственных нормативных актов и управление информатизации и статистики, основная задача которого заключается в автоматизированном учете законодательства и иных нормативных актов и обеспечении информации о них.
Другие участки работы, возложенной на Министерство юстиции РФ, поручены иным функциональным подразделениям – управлению по делам общественных и религиозных образований, управлению организационно-правового обеспечения юридической помощи, международно-правовому управлению, отделу экспертных учреждений.
Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
Как и в других министерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственное руководство подразделениями осуществляют их начальники, назначаемые министром. Работой некоторых наиболее важных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра.
Ведущую роль в организации работы и принятии принципиальных решений призвана играть коллегия Министерства юстиции РФ. Она образуется в составе министра (председатель), его заместителей и других руководящих работников министерства. Состав коллегии утверждается Правительством РФ. Она на своих регулярно созываемых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственных органов и учреждений, а также вопросы организационного обеспечения деятельности судов.
Основные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации.
Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации установлена:
* Конституцией Российской Федерации
* Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 г. № 954
* Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.93 г. № 1187
* Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.96 г. № 1177
* Указом Президента Российской Федерации от 03.12.94 г. № 2147 “О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации”
* Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации”
* Указом Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”
* Федеральным законом от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”
* Федеральным законом от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”
* Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
* Указом Президента Российской Федерации от 08.10.97 г. № 1100 “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”
* Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”
* Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.97 г. № 1378 “О мерах по реализации Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
* Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 г. № 130 “О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации иностранных религиозных организаций”.
Основные функции
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции на основе регламентирующих правовых актов.
Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный).
Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.
В соответствии с п.3 Положения на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции):
а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:
* нормотворческая деятельность;
* представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации;
* разработка и реализация программ правовой информатизации.
б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц:
* государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц;
* организация деятельности судебно-экспертных учреждений;
* организация деятельности государственных нотариальных контор;
* организация деятельности коллегий адвокатов;
* государственная регистрация актов гражданского состояния;
* функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
* международно-правовая деятельность.
в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности:
* реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.
г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов:
* организация деятельности службы судебных приставов;
* обеспечение деятельности военных судов.
д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний:
* обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;
* осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
е) Обеспечивающие функции:
* организационно-финансовая деятельность;
* реализация кадровой политики;
* рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.
* ДЕПАРТАМЕНТ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ.
Департамент судебных приставов создан в составе Минюста во исполнение Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” в 1997 г. В то же время начала формироваться и Служба судебных приставов, призванная наряду с другими функциями осуществлять исполнение судебных актов и актов иных органов, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность, связанную с исполнением возложенных на нее функций.
Сегодня Служба имеет статус не только федерального органа исполнительной власти, но и правоохранительного; наряду с широкими полномочиями она вправе применять соответствующие меры принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим надлежащему исполнению судебных решений, имеет вооружение, специальную технику.
Статья 1 федерального закона № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» возлагает на службу судебных приставов задачи по обеспечению порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерства юстиции РФ.
В настоящее время служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем Министра юстиции – Главным судебным приставом РФ, имеет следующую организационную структуру:
* департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;
* службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемые заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;
* службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ;
* районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.
В своей работе я попытался показать структуру органов юстиции, какими основными законодательными актами они пользуются при исполнении своих обязанностей, их функции и задачи.
Функции органов юстиции настолько разнообразны, что затрагивают, если не все, то большинство сторон нашей жизни. Они призваны соблюдать права человека и гражданина, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, его свободы, защищать их от неправомерного вмешательства. Деятельность органов юстиции Российской Федерации, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.