Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:21, реферат
Ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Она проводится в случаях, когда существование юридического лица по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности.
Требования
кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества
При недостаточности
имущества ликвидируемого юридического
лица оно распределяется между кредиторами
соответствующей очереди
Кредитор
может предъявить свои требования и
после истечения установленного
срока. Но тогда они будут
Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Если кредиторская
задолженность полностью
Окончательный ликвидационный баланс и расчеты с владельцами
Согласно
п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов
с кредиторами ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс, который
утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими
решение о ликвидации юридического
лица. В ликвидационном балансе находят
отражение все данные об оставшемся
имуществе ликвидируемой
Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.
Закрытие банковских счетов
После проведения всех взаиморасчетов ликвидационная комиссия закрывает банковские счета организации. В налоговую инспекцию не позднее десяти дней со дня закрытия счета подается сообщение (форма № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденная приказом ФНС России от 21.04.2009 № MM-7-6/252@).
Регистрация ликвидации в ЕГРЮЛ и снятие с налогового учета
Ликвидационная комиссия направляет в регистрирующий орган (ФНС России) следующий пакет документов:
В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов орган ФНС России обязан внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации и выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета.
Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
После получения свидетельства о прекращении деятельности необходимо уничтожить печать и сдать документы в архив.
Снятие с учета во внебюджетных фондах
Внебюджетные
фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного
медицинского страхования РФ, Фонд
социального страхования РФ) снимают
с учета ликвидируемую
Статья 63.
Порядок ликвидации
юридического лица
1. Ликвидационная
комиссия помещает в
органах печати, в которых
публикуются данные
о государственной регистрации
юридического лица,
публикацию о его ликвидации
и о порядке и сроке
заявления требований
его кредиторами. Этот
срок не может быть менее
двух месяцев с момента
публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия
принимает меры к выявлению
кредиторов и получению
дебиторской задолженности,
а также письменно уведомляет
кредиторов о ликвидации
юридического лица.
2. После окончания
срока для предъявления
требований кредиторами
ликвидационная комиссия
составляет промежуточный
ликвидационный баланс,
который содержит сведения
о составе имущества
ликвидируемого юридического
лица, перечне предъявленных
кредиторами требований,
а также о результатах
их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный
баланс утверждается
учредителями (участниками)
юридического лица или
органом, принявшими
решение о ликвидации
юридического лица,
по согласованию с органом,
осуществляющим государственную
регистрацию юридических
лиц.
3. Если имеющиеся
у ликвидируемого юридического
лица (кроме учреждений)
денежные средства недостаточны
для удовлетворения
требований кредиторов,
ликвидационная комиссия
осуществляет продажу
имущества юридического
лица с публичных торгов
в порядке, установленном
для исполнения судебных
решений.
4. Выплата денежных
сумм кредиторам ликвидируемого
юридического лица производится
ликвидационной комиссией
в порядке очередности,
установленной статьей 64
настоящего Кодекса,
в соответствии с промежуточным
ликвидационным балансом,
начиная со дня его утверждения,
за исключением кредиторов
пятой очереди, выплаты
которым производятся
по истечении месяца
со дня утверждения
промежуточного ликвидационного
баланса.
5. После завершения
расчетов с кредиторами
ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный
баланс, который утверждается
учредителями (участниками)
юридического лица или
органом, принявшим
решение о ликвидации
юридического лица,
по согласованию с органом,
осуществляющим государственную
регистрацию юридических
лиц.
6. При недостаточности
у ликвидируемого казенного
предприятия имущества,
а у ликвидируемого
учреждения — денежных
средств для удовлетворения
требований кредиторов
последние вправе обратиться
в суд с иском об удовлетворении
оставшейся части требований
за счет собственника
имущества этого предприятия
или учреждения.
7. Оставшееся
после удовлетворения
требований кредиторов
имущество юридического
лица передается его
учредителям (участникам),
имеющим вещные права
на это имущество или
обязательственные
права в отношении этого
юридического лица,
если иное не предусмотрено
законом, иными правовыми
актами или учредительными
документами юридического
лица.
8. Ликвидация
юридического лица считается
завершенной, а юридическое
лицо — прекратившим
существование после
внесения об этом записи
в единый государственный
реестр юридических
лиц.
Комм. Рахмилович В.А.
1. Данная статья
содержит общие правила о порядке ликвидации
юридических лиц; они могут быть дополнены
законами и иными правовыми актами об
отдельных видах юридических лиц, которые,
однако, действуют лишь в части, не противоречащей
нормам ГК. Так, некоторые дополнительные
правила о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях и хозяйственных
обществах, в которых доля участия государства
или муниципального образования составляет
не менее 25%, предусмотрены Указом Президента
РФ от 2 июня 1994г. No.1114 "О продаже государственных
предприятий-должников" и утвержденным
им Положением о порядке продажи государственных
предприятий-должников", а также постановлением
Правительства РФ от 20 мая 1994г. No.498 "О
некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
и утвержденным этим постановлением Положением
о порядке принятия решения о добровольной
ликвидации предприятий-должников.
2. К ликвидационной комиссии (ликвидатору)
переходят полномочия по управлению делами
юридического лица (п.3
ст.62), кроме
тех, которые согласно прямому предписанию
закона закреплены за учредителями или
участниками юридического лица, например
утверждение ликвидационных балансов.
В этих пределах ликвидационная комиссия
заменяет органы юридического лица и,
соответственно, в силу ст.854
ГК любое списание
средств со счетов ликвидируемого юридического
лица возможно только по распоряжению
этой комиссии. Причем все платежи и взыскания
производятся не по правилам ст.855
ГК, а в порядке
очередности, предусмотренной ст.64.
3. Пункты 2 и 5 коммент
Предусмотренный
4. Предусмотренное п.6 статьи право
кредиторов, не получивших полного удовлетворения
своих требований ввиду недостатка денежных
средств у ликвидированного учреждения,
а у казенного предприятия (завода, фабрики,
хозяйства) — любого его имущества, потребовать
удовлетворения в оставшейся части от
собственника имущества ликвидированного
юридического лица основано в отношении
учреждений — на норме п.2
ст.120 ГК, а в
отношении казенных предприятий — на
норме п.5
ст.115, согласно
которым собственники имущества этих
юридических лиц несут субсидиарную ответственность
по их обязательствам.
5. Лица, имеющие вещные права на
оставшиеся после расчетов с кредиторами
объекты, сохраняют те самые права, которые
они имели до ликвидации юридического
лица. Распределение другого имущества
между указанными в законе или учредительных
документах лицами, в частности теми, кто
не вполне удачно назван в ГК имеющими
обязательственные права в отношении
этого юридического лица, носит другой
характер.
Поскольку ГК, в отличие от некоторых
других законодательных систем, не требует
обязательной продажи оставшегося имущества
и последующего распределения вырученных
сумм, оставшееся имущество может быть
распределено в натуре с соблюдением требований п.7
ст.63. В этом
случае к указанным лицам переходит право,
которым обладало ликвидированное юридическое
лицо. Правила ст.61-64 ГК не исключают возможности
возникновения по поводу этого права коллизий
и споров с третьими лицами.