Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы. Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах
1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты
1.2.Правовое положение лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством
1.3. Классификация прав, свобод и обязанностей человека
Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод
2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах
2.2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.3. Классификация
прав, свобод и обязанностей человека
Начать следует
с группы личных прав и свобод. Характерной
особенностью группы личных прав и свобод
является то, что обладание этими правами
непосредственно не зависит от принадлежности
человека к гражданству государства. Эти
права неотчуждаемы и принадлежат каждому
человеку по факту рождения.
Перечень их
наименований, отработанный и обогащенный
двумя с лишним веками истории
конституционализма, стал универсальным
настолько, что не отрицался даже
коммунистами.
Главным личным
правом человека является право на
жизнь. Посягательство на жизнь является
тягчайшим преступлением. В демократическом
государстве это неотъемлемое естественное
право человека обеспечивается всей совокупностью
государственно-правовых и других общественно-политических
институтов. Государство должно избегать
при проведении внутренней политики внутренних
межнациональных вооруженных конфликтов,
бороться с преступлениями и т. п. Так,
в ст. 9 Конституции Киргизской Республики
закреплено, что использование вооруженных
сил для решения внутригосударственных
политических вопросов запрещается, а
пропаганда и разжигание межнациональной
розни являются антиконституционными.
Ст. 18 Конституции Республики Беларусь
устанавливает, что Республика Беларусь
в своей внешней политике исходит из принципов
неприменения силы или угрозы силой и
мирного решения споров.
Каждый имеет
право на честь и достоинство
(ст. 35 Конституции Азербайджана, ст.
17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции
Украины и т. д.). Ничто не может
быть основанием для умаления достоинства
человека, каждый имеет право на защиту
от посягательства на его честь, доброе
имя и достоинство. Всем гарантируется
право на личную свободу и безопасность,
что включает в себя право постоянно проживать
в любом месте государственной территории,
свободно перемещаться по данной территории,
покидать ее и свободно возвращаться в
страну, при соблюдении правил, установленных
законом. Право на личную безопасность
предусматривает свободу от произвольного
ареста. Задержание возможно на сроки,
прямо установленные в текстах конституций
(например , п.2., ст.17 Конституции Испании
1978 г. устанавливает срок предварительного
заключения – максимум 72 часа, после чего
задержанный должен быть либо освобожден,
либо передан судебным властям).
Как правило, в
новейших конституциях закрепляется право
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Также в новейших конституциях провозглашается
право на защиту частной жизни от незаконного
вмешательства. Гарантии данного права
проявляются в том, что конституции, как
правило, запрещают сбор, хранение, использование
и распространение информации о частной
жизни человека без его согласия1.
Никто не обязан
заявлять о своих религиозных
или антирелигиозных
Во многих новейших
конституциях провозглашается право
свободного передвижения по стране, а
также право свободно покидать страну
и беспрепятственно возвращаться, за исключением
ограничений, установленных законом (ст.
52 Конституции Польши 1997 г. провозглашает:
«1. Каждому обеспечивается
свобода передвижения по территории
Республики Польша, а также выбора
места жительства и пребывания.
2. Каждый может
свободно покидать территорию
Республики Польша.
3. Свободы, о
которых говорится в ч. 1 и 2,
могут подлежать ограничениям, определенным
в законе.»).
Из других личных
прав следует отметить право на неприкосновенность
жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана,
ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции
Молдовы и т. д.). Никто не вправе войти
в жилище гражданина, производить обыск
или досмотр, иначе как в случае и порядке,
предусмотренных законом. Конституция
Республики Молдова запрещает проникать
не только в жилище человека без его согласия,
но и в место пребывания лица (в п. 1 ст.
29 установлено: «Жилище и место пребывания
неприкосновенны. Никто не может проникать
или находиться в жилище или месте пребывания
лица без его согласия»).
Кроме вышеперечисленных
прав и свобод к этой группе можно
отнести и свободу мысли, слова,
убеждений и свободное их выражение
(ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции
Киргизстана и т. д.), которая одновременно
может быть также отнесена к политическим
правам и свободам. Во все новейшие конституции
это право включено и считается неотъемлемым
для демократических государств.
Согласно одной
из самых распространенных классификаций
прав и свобод по группам, второй группой
прав и свобод являются политические
права. Эта группа прав и свобод предоставляет
гражданам возможность участвовать в
общественной и политической жизни.
В новейших конституциях
перечень этих прав в основном традиционный,
хотя есть и некоторые особенности.
Остановимся коротко на характеристике
политических прав и свобод в конституциях
последнего времени.
Практически во
всех современных конституциях закрепляется
право граждан на участие в
управлении делами общества и государства
как непосредственно, так и через
своих представителей (ст. 62 Конституции
Польши провозглашает: «Польский гражданин
имеет право участвовать в референдуме,
а также избирать президента Республики,
депутатов, сенаторов и представителей
в органы территориального самоуправления,
если не позднее дня голосования достиг
18 лет»).
Во многих новейших
конституциях закреплено также право
обращаться с индивидуальными и
коллективными посланиями (петициями).
Наличие этого права является
гарантией общественно-
Во всех демократических
государствах граждане имеют право
на объединение. Граждане имеют право
объединяться в политические партии,
профессиональные союзы, участвовать
в массовых народных движениях и
т. п. В конституциях некоторых государств
оговорено, что военнослужащие, работники
органов национальной безопасности, правоохранительных
органов и судьи не должны состоять в партиях,
профессиональных союзах, выступать в
поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23
Конституции Казахстана).
Из политических
прав самым важным, конечно, является
право избирать и быть избранным.
Как правило, в новейших конституциях
активное избирательное право
Из политических
прав, помимо избирательных, следует
отметить право собираться мирно и без
оружия (ст. 40 Конституции Молдовы, ст.
35 Конституции Узбекистана и т. д.). В большинстве
современных конституций принят разрешительный
порядок этого права.
Собрания должны
проводиться только мирно, без какого
бы то ни было оружия, с обеспечением охраны
их участников и окружающей среды, без
нарушения нормальной эксплуатации дорог
общественного пользования, транспортного
движения, функционирования предприятий,
учреждений и организаций, без перехода
к насильственным действиям, ставящим
под угрозу общественный порядок, жизнь
людей, а также сохранность их имущества.
Собрания на площадях, в парках и других
местах массового скопления населения
регулируются в соответствии с общими
распоряжениями полиции. Органы государственной
власти могут приостанавливать или запрещать
проведение этих мероприятий только по
обоснованным соображениям безопасности.
Не допускается проведение собраний в
помещениях органов публичной власти
и местного самоуправления, прокуратуры,
судов, на предприятиях, в учреждениях,
организациях со специальным режимом
безопасности труда либо с вооруженной
охраной.
Ситуация с
социальными, экономическими, культурными
правами в новейших конституциях
практически противоположная, чем
ситуация с гражданскими правами.
В отличие от гражданских
и политических прав вопрос о необходимости
и целесообразности конституционного
закрепления социально-экономических
и культурных прав является в современном
конституционализме предметом научно-теоретических
и политических споров. Сторонники конституционного
провозглашения социально-экономических
прав делают упор на то, что Конституция
является не только юридическим, но и нравственным,
идеологическим документом, а значит открытым
для норм-принципов и норм-целей, которые
необязательно должны иметь судебную
защиту.
Противники включения
этих групп прав в тексты основных
законов приводят ряд доводов, среди
которых и необходимость
Наиболее широко
социально-экономические, культурные
и экологические права
Закрепление прав
граждан в основных законах1. В
отдельных же новейших конституциях
англосаксонской правовой семьи этим
правам вообще не уделяется почти никакого
внимания.
В группу «позитивных»
прав на современном этапе можно
включить следующие: экономические, трудовые,
социальные, культурные, экологические.
К первым относятся
право собственности, в том числе частной,
право наследования, право заниматься
экономической деятельностью. В последнее
время эти права не претерпели каких-либо
заметных изменений.
Вторая группа:
трудовые права претерпевают значительные
изменения. Если взять содержание этих
прав в социалистических конституциях,
то трудовые права включали в себя:
- право на
труд как гарантированную
- право на
выбор профессии;
- право на
безопасные и здоровые условия
труда;
- право на
отдых в виде ограничения рабочей
недели и ограничения рабочего дня, гарантированное
предоставление выходных дней и отпусков;
- право на
профессиональные организации (
На смену этому
перечню в социалистических конституциях
в постсоциалистических странах
пришла их либеральная интерпретация.
Право на труд почти повсеместно заменено
«свободой труда», т. е. правом свободно
распоряжаться своими способностями к
труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 16
Конституции Киргизской Республики 1993
г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если
в отдельных случаях буквальное выражение
«право на труд» и встречается в новейших
постсоциалистических конституциях, то
следующие за ним положения и общий контекст
не оставляют сомнения, что под «правом
на труд» конституции подразумевают совсем
не то, что раньше (ст. 37 Конституции Узбекистана
1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции
1989 г., ст. 35 Конституции Словакии 1992 г.).
Почти неизменными
остались положения о праве на
безопасные и здоровые условия труда,
их можно найти практически в любой
новейшей постсоциалистической конституции
(ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 16
Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции
Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право
на отдых стало излагаться с минимальным
раскрытием его содержания. Крайне редко
теперь можно встретить в Конституции
ограничение продолжительности рабочего
дня или недели. Зато весьма широкое распространение
в постсоциалистических конституциях
получило право на забастовку (ст. 37 Конституции
РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской
Республики 1993 г., ст. 50 Конституции Болгарии
1991 г. и т. д.).
Информация о работе Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод