Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 08:52, курсовая работа
Постановка цели курсовой обуславливает решение следующих задач:
Рассмотреть понятие «национальная безопасность» и «защита интересов страны»;
Изучить обеспечение и прогнозирование национальной безопасности;
Охарактеризовать возможности системы прогнозирования;
Изучить мониторинг как метод прогнозирования;
Проанализировать новую концепцию национальной безопасности России;
Введение
Глава I. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны.
Глава II. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности.
2.1 Возможности системы прогнозирования.
2.2. Мониторинг как метод прогнозирования.
2.3 Меры по повышению эффективности прогнозирования национальной безопасности
Глава III. Новая концепция национальной безопасности России: политические прогнозы или планы Кремля?
Заключение
Список Литературы
Поэтому
можно констатировать, что все
управляющие воздействия в
Введение
системы мониторинга
В
этой связи представляется, что система
мониторинга обеспечения
Вместе
с тем достижение эффективности
в информационно-аналитическом
Для практической реализации функций и задач, стоящих перед Советом Безопасности Российской Федерации должна предназначаться система мониторинга обеспечения национальной безопасности. Именно этим предопределены элементы системы мониторинга обеспечения национальной безопасности.
Для
осуществления мониторинга
Информационно-аналитический центр, ситуационный центр, научный совет Совета Безопасности Российской Федерации в совокупности с его межведомственными комиссиями, а также организационно-нормативными документами, определяющими единый порядок, модель и программное сопровождение данного мониторинга представляет собой блок процедур, обеспечивающих формирование оптимального решения по обеспечению национальной безопасности страны.
Оперативная информация о состоянии сфер национальной безопасности, по ее видам и уровням поступает в информационно-аналитический центр Совета Безопасности Российской Федерации от окружных и региональных информационно-аналитических центров, а также информационно-аналитических центров (социологических центров), органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Особую роль в системе мониторинга обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принадлежит Российской академии наук, в составе которой функционируют ряд институтов, исследующих проблемы обеспечения национальной безопасности страны и Центр социологии национальной безопасности.
Основными задачами мониторинга являются:
§ объединение информационных потоков, поступающих от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
§ анализ и хранение информации по проблемам обеспечения национальной безопасности;
§ экспертная оценка основных факторов национальной безопасности и параметров, оптимизация модели процесса обеспечения национальной безопасности;
§ разработка различных сценариев процесса обеспечения национальной безопасности на основе использования модели процесса обеспечения национальной безопасности;
§ введение банка данных параметров основных факторов, оказывающих существенное влияние на процесс национальной безопасности;
§ обоснование предложений по повышению уровня национальной безопасности и подготовка прогноза ее развития.
§ предупреждение негативных тенденций, угроз и опасностей национальной безопасности через выделение приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности;
§ выявление социальных последствий принимаемых решений в области национальной безопасности;
Объектом изучения мониторинга являются факторы национальной безопасности, информация и оценки экспертов по вопросам обеспечения национальной безопасности, в целях поиска приоритетных опасностей и угроз национальной безопасности и прогноза развития состояния национальной безопасности страны.
Основными направлениями мониторинга являются:
§ разработка сценариев и прогнозов состояния обеспечения национальной безопасности, выработка оптимальных и эффективных предложений по минимизации рисков в области национальной безопасности;
§ оценка уровней национальной безопасности в реальном масштабе времени, как на федеральном, так и на региональных уровнях;
§ оперативная информация о целях сопоставление интересов других государств и коалиций государств в различных районах с национальными интересами России;
Информационную базу мониторинга должны составлять:
§ оперативная информация о внутренней и внешней безопасности Российской Федерации; оперативная информация о состоянии международной безопасности;
§ данные государственной статистический отчетности, предоставляемые Государственным комитетом Российской федерация по статистике;
§ данные федеральных органов исполнительной власти, не учитываемые государственной статистикой;
§ данные социологических исследований по отдельным направлениям обеспечения национальной безопасности;
§ результаты научно-исследовательских работ по проблемам национальной безопасности;
- экспертные оценки специалистов по оценке факторов национальной безопасности;
§ интерпретация полученных результатов, с помощью факторной модели процесса обеспечения национальной безопасности и др.
Результаты мониторинга используются для:
§ обоснования решений военно-политического руководства страны в различных сферах обеспечения национальной безопасности;
§ подготовки предложений по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности;
§ определения мер по предупреждению негативных тенденций, ведущих к росту опасностей и угроз национальной безопасности;
§ выработки прогноза социальных последствий принимаемых решений в области национальной безопасности;
Основные методы мониторинга:
- факторный анализ; - системный анализ; - контент-анализ;
- использование данных государственной статистической отчетности, предоставляемых Госкомстатом России в соответствии с Федеральной программой статистических работ;
- включение показателей мониторинга в табели срочных донесений или другие формы ведомственной статистической отчетности федеральными органами исполнительной власти;
- использование данных информационно-аналитических материалов разрабатываемых по вопросам национальной безопасности в федеральных и региональных органах власти;
- проведение социологических обследований отдельных групп военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей силами ведомственных научных учреждений, в том числе в рамках целевых научно-исследовательских работ;
- проведение социологических опросов указанных категорий граждан силами социологических служб воинских формирований, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Итоги мониторинга обсуждаются на специально созданных советах экспертов в министерствах и ведомствах, в Федеральных округах и региональных органах власти и направляются в установленные сроки в информационно-аналитический центр Совета безопасности Российской Федерации.
Несколько наиболее острых проблем:
Исходя
из сказанного и учитывая, что главная
функция Государственной Думы РФ
– законотворческая, Г.Г. Малинецким
выдвинут ряд предложений и сформулирован
с краткими комментариями.
Разработка
Закона о прогнозировании. В настоящее
время работа по прогнозу оказалась вне
правого поля. С одной стороны, те, кто
занимаются этой работой, сплошь и рядом
не несут никакой ответственности за свои
прогнозы, за использование адекватных
алгоритмов и методик (в результате исследователи
и серьёзные специалисты оказываются
на одной доске с шарлатанами и гадалками).
С другой стороны, лица принимающие решения,
вольны использовать или не использовать
результаты прогнозов (даже в тех случаях,
когда речь идёт о человеческих жизнях),
не неся никакой ответственности за их
игнорирование. Однако без изменения нынешней
ситуации прогноз не станет эффективным
инструментом для движения России в будущее.
Разработка
Закона о мониторинге. В настоящее
время отсутствуют правовые основания
для комплексного
мониторинга социально-экономической,
природной и техногенной сферы России.
Информационные потоки оказались "приватизированы"
министерствами, ведомствами, другими
госструктурами. Координировать деятельность
нескольких министерств (в том числе и
в информационной сфере) по существующим
законам имеет право лишь Президент, вице-президент
(если таковой имеется) или премьер-министр.
Ведомственность парализует работу по
мониторингу. Огромные возможности, предоставляемые
информационными и телекоммуникационными
технологиями, не используются. Мониторинг
в сфере здравоохранения, образования,
жилищно-коммунального хозяйства, технологий,
ряде других областей позволяет многократно
уменьшить издержки и повысить эффективность
принимаемых мер, программ, национальных
проектов. С другой стороны, права личности
на сохранение конфиденциальности разных
типов информации должны обеспечиваться
значительно надежнее, чем сейчас.
Разработка
Закона о национальном
банке данных, моделей,
компьютерных технологий. В настоящее
время, как показывает работа исследователей
с представителями исполнительной власти
(в частности с МЭРТ и с Минфином), отсутствует
система моделей, объективных верифицированных
данных, которые необходимы для прогнозирования,
планирования и оптимизации развития.
Объект управления становится непрозрачным,
решения субъективными, управление неэффективным.
Принятие и исполнение соответствующего
закона помогло бы начать выправлять ситуацию.
Информация о работе Прогнозирование национальной безопасности