Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей производства по делам возникающим их публично-правовых отношений.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить правовую природу дел, возникающих из публично-правовых отношений;
– рассмотреть процессуальный порядок производства по отдельным делам, возникающим из публично-правовых отношений;
– выяснить, чем отличается данный вид производства от искового производства.
Введение……………………………………………………………………… 3
Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений………………………………………………………...5
Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части…………………………………………………………………....10
Производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего………………………………………….15
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………..25
Содержание
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельный вид судопроизводства
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..25
Введение
Как известно, большинство гражданских дел разрешается посредством искового вида гражданского судопроизводства. В то же время существуют правовые споры, в основе которых находятся публичные отношения, характеризующиеся как властные отношения, что предопределяет процессуальные особенности рассмотрения подобных споров.
В
последние годы дела, возникающие из публичных
правоотношений, занимают достаточно
большое место в судебной практике.
Необходимость отдельного от искового
правового регламента по делам, возникающим
из публично-правовых отношений, объясняется
несколькими обстоятельствами:
1)
неравноправным положением
2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях и к другим субъектам права.
Однако более верно было бы говорить не о “специфической” функции суда, а о двойственности этой функции: с одной стороны, суд разрешает конкретное дело, а с другой - осуществляет контроль за законностью и обоснованностью действий администрации.
Целью данной работы является изучение особенностей производства по делам возникающим их публично-правовых отношений.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить правовую природу дел, возникающих из публично-правовых отношений;
– рассмотреть процессуальный порядок производства по отдельным делам, возникающим из публично-правовых отношений;
– выяснить,
чем отличается данный вид производства
от искового производства.
1. Правовая природа
дел, возникающих из
публичных правоотношений
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 Конституции РФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В государстве, функционирование которого основано на принципе разделения властей, обращение в суд с требованием о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов служит эффективной формой контроля за действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц. Это обусловлено тем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебное разбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав и интересов заинтересованных лиц. Преимущества судебного порядка рассмотрения споров в сравнении с ведомственным контролем заключаются, прежде всего, в равенстве процессуального положения (статуса) гражданина и органа власти, наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характере разрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет право граждан и организаций на судебный контроль за действиями административных органов и должностных лиц.
Институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере административного управления, носит название «административной юстиции» или судебного контроля за законностью управленческой деятельности. Этот институт давно существует в экономически развитых государствах, нормы которого реализуются специальной системой судебных органов. Отдельные элементы административной юстиции появились в России (СССР) в 30-е годы прошлого столетия. Они не имели практического значения, но были призваны символизировать торжество «высшего демократизма» социалистического права.
В
настоящее время
В соответствии со ст. 245 ГПК в этом порядке рассматриваются и разрешаются дела:
– по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
– по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
– по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
– иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Настоящий перечень не является исчерпывающим, поскольку суд вправе рассматривать и разрешать другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенных законом к компетенции судов. К ним могут относиться, в частности, дела, связанные с оказанием психиатрической помощи в рамках закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, должен удовлетворять следующим наиболее существенным требованиям и правилам:
а) это неисковые производства, так как в них нет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками выступают гражданин – с одной стороны и должностные лица (представители соответствующего органа управления или местного самоуправления) – с другой;
б) в данном производстве не применяются исковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение и т.д.);
в) все дела рассматриваются и разрешаются уполномоченным судом;
г)
предметом судебного
д)
обязанность доказывания
е) судья при удовлетворении жалобы заявителя обладает полномочиями: отменить соответствующий акт; изменить административный акт; санкционировать определенные действия управленческих органов и должностных лиц, т.е. дать согласие на их совершение;
ж) решения суда реализуют сами управленческие структуры, не применяя правила исполнительного производства.
В
целом уровень гражданской
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Исходя из этого, недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых Федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Арбитражным процессуальным кодексом РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).
В принятии таких заявлений необходимо отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Существование отдельного от искового производства по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, объясняется традиционно несколькими правовыми обстоятельствами:
1)
неравноправным положением
2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям.
Указанными двумя причинами определяется способ возбуждения дел данной категории – путем предъявления жалобы (обжалования), а не предъявления иска. Данная терминология перенесена в гражданский процесс из административного права.
Кроме этого, при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых отношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных правоотношениях, не применимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску и т. д2.
При
рассмотрении и разрешении дел, возникающих
из публичных правоотношений, суд может
признать обязательной явку в судебное
заседание представителя органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица. В случае неявки
указанные лица могут быть подвергнуты
штрафу в размере до одной тысячи рублей.
2.
Производство по делам
о признании недействующими
нормативных правовых
актов полностью или
в части
Прежде всего, необходимо указать, что производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части в ГПК РФ впервые выделено в самостоятельную главу, а именно главу 24, и относится, согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом3.
Оспаривание нормативных правовых актов осуществляется посредством подачи заявления в суд.