Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором реализуется принцип формального равенства лиц, демократическая конституция и правовые законы "связывают" и "ограничивают" государство, а в содержании самих законов (как и конституции) превалирует идея народного суверенитета.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ
ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ 7
Раздел 2.1. Суверенитет народа 7
Раздел 2.2. Верховенство закона 8
Раздел 2.3. Разделение властей 10
Раздел 2.4. Гражданское общество 11
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина 12
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства 13
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм 14
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе 16
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ
ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ 7
Раздел 2.1. Суверенитет народа 7
Раздел 2.2. Верховенство закона 8
Раздел 2.3. Разделение властей 10
Раздел 2.4. Гражданское общество 11
Раздел 2.5. Высший приоритет прав и свобод гражданина 12
Раздел 2.6. Взаимная ответственность личности и государства 13
Раздел 2.7. Политический и идеологический плюрализм 14
Раздел 2.8. Стабильность законности и правопорядка в обществе 16
ГЛАВА 3. Правовое государство в современной России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Данная правовая норма дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд важнейших признаков, которые конкретизируются в последующих статьях Конституции. В рамках данной работы будет рассматриваться Российская Федерация как правовое государство.
Идея господства права выражается в главе 1 Конституции Российской Федерации в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17 КРФ), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2 КРФ). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18 КРФ). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем[1].
Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором реализуется принцип формального равенства лиц, демократическая конституция и правовые законы "связывают" и "ограничивают" государство, а в содержании самих законов (как и конституции) превалирует идея народного суверенитета. Вместе с тем трансформация современной демократии дает основания рассматривать ее не традиционно как власть народа, а как сочетание полномочий органов государственной власти и права народа оказывать влияние на их деятельность[2].
Правовым является такое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимость суда, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Значение идеи правового государства заключается в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям[3].
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться определённой системой принципов, институтов и норм, а также набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик, таких как связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство как социальное явление невероятно многомерно. Представление о правовом государстве не является неким застывшим идеальным образом. Напротив, это представление постоянно развивается, наполняясь новым содержанием, приобретая с течением времени все новые признаки. Основополагающей остается лишь идея о связанности правового государства с правом.
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в строго очерченных законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. По сути это форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, выражающаяся в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией[4].
Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, «основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение» (п. 2 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ). К элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и судебных органов в соответствии с системой, установленной законом; вооруженные силы и полиция под контролем гражданских властей и подотчетны им; закон - гарантия прав человека и его основных свобод, соответствующих обязательствам по международному праву и др[5].
Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В
КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел 2.1. Суверенитет народа
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным пунктом в содержании теории правового государства.
Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть, наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти
Демократическое государство - основная форма реализации полновластия народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.
Характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей - населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридического статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и деятельности государства играют его граждане, составляющие в своей совокупности народ - носитель суверенитета государства.
Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство[6].
Раздел 2.2. Верховенство закона
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, выражается в ограничении государства законом. Верховенство закона проявляется в обязанности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан в своей деятельности подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны соответствовать представлениям общества о справедливости и приниматься, в соответствии с законно установленной процедурой, компетентными органами, уполномоченными на то народом.
Такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права[7].
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону[8].
Применительно к Российской Федерации такой признак правового государства как верховенство закона следует рассматривать в рамках верховенства основного закона страны – Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились.
В Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества[9].
Информация о работе Российская Федерация как правовое государство