Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:44, контрольная работа
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского права. В России, как гласит ст. 17 (часть 1) Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ. Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.
I. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 3
II. Решение задачи. 11
III. Список использованных источников и литературы 13
Не стоит забывать, что органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Если все же закон не был соблюден, ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности, встает на защиту граждан, чьи права и свободы, по их мнению, нарушены. В законе говориться о том, что действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Право на обжалование возникает у граждан, даже если они только полагают, что действия должностных лиц оперативных органов привели к нарушению их прав и свобод. Вышестоящий орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок, при этом запрещено направлять жалобу на рассмотрение того органа, действия которого обжалуются.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что оперативно-розыскная деятельность является острым оружием и в недобросовестных руках может нанести ущерб интересам личности, общества и государства. Поэтому государство берет на себя обязанность и гарантирует обеспечение конституционных прав и интересов граждан, предусматривая целую систему условий, при которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий. В этой же связи Закон не допускает осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей, не связанных с интересами борьбы с преступностью.
В правоохранительные органы, осуществляющие ОРД, обратился гражданин, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по п.3 ст.27 УПК РФ. В связи с актом амнистии обратившийся гражданин потребовал, в соответствии со ст.5 ФЗ “Об ОРД”, предоставить ему сведения о полученной в ходе ОРД информации. Однако в предоставлении данной информации гражданину было отказано. В результате обжалования отказа в ознакомлении с материалами оперативно-розыскной деятельности судья принял решение обязать орган, проводивший операционно-розыскные мероприятия, предоставить заявителю необходимые сведения.
Дайте оценку указанной ситуации.
Какие сведения в любом случае не могут быть представлены заявителю?
Решение:
Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса (отсутствие события преступления). По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.
На основании ст. 5 ФЗ «Об ОРД»
Лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В случае признания необоснованным
решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную
Соответственно, согласно решению суда органы обязаны предоставить заявителю сведения о полученной в ходе ОРД информации, но лишь те, которые допускаются требованиями конспирации и исключающие возможность разглашения государственной тайны. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий не могут быть представлены заявителю.
1Нормативно-правовые акты
2.Научная и учебная литература
1 Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. От 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности»