Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа
Конституционное право – это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И НОРМЫ
1.1. Общая характеристика конституционных норм
1.2. Общая характеристика конституционных правоотношений
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Общая характеристика конституционных правоотношений
2.1. Содержание конституционно-правовых отношений
2.3. Эволюция субъектов конституционных правоотношений в РФ
Заключение
Список использованной литературы
2.1. Содержание конституционных правоотношений
С учётом сказанного можно, отметить наличие следующих субъектов конституционных правоотношений.
1. Народ, население, нация (народность, этническая общность).
Когда мы говорим о народе как о субъекте конституционных правоотношений, имеется в виду не просто демографическая категория, а народ как совокупность индивидов, составляющих общество конкретной страны и основу её государственного бытия.
Таким образом, субъектом конституционно-правовых отношений является не просто народ, а именно народ (или многонациональный народ) Российской федерации (ст.3 Конституции) [1, с.10].
Можно выделить следующие общие конституционные правоотношения, в которых народ участвует.
Во-первых, народ выступает источником всей власти в обществе и государстве, что отражено в Конституции РФ (ст. Конституции 3, ч. 1) [1. с.10].
Это означает, что отношения властвования, как правовое состояние, основываются на участии в них народа.
Во-вторых, народ рассматривается как субъект отношений по принятию конституции государства. Это отражено в первых словах Российской Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской федерации…принимаем Конституцию Российской Федерации» [1, с. 4].
В-третьих, можно говорить об отношениях «народ-государство» как о правовом состоянии, в котором народ является основой государства, а оно предназначено служить своему народу.
С учётом федеративной структуры государства, а также наличия местного самоуправления, можно выделить и такие субъекты конституционных правоотношений, как народ республики в составе Российской Федерации, население края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа как субъекта РФ, а также население муниципального образования.
Применительно к населению специально отметим, что в конституционно-правовом плане оно не может рассматриваться как совокупность индивидов, проживающих на данной территории. Оно должно восприниматься как субъект конституционных правоотношений – например, только после выявления воли населения могут решаться вопросы, связанные с изменением статуса субъекта РФ, существованием или реорганизацией муниципальной единицы.
Субъектом конституционных правоотношений могут быть нации. Как правило, это общие правоотношения, правовые состояния. Например, возможно говорить о национальном суверенитете как средстве выражения воли нации к созданию своего государства, автономной единицы или к отказу от их создания. Допустимо общее правоотношение «нация-государство», когда интересы нации воплощаются в данном государстве, а государство, в свою очередь, направляет свои усилия на выражение и защиту интересов нации. Иногда предпринимаются попытки предусмотреть возможность конкретных правоотношений с участием нации. Например, если проводится голосование о судьбе республики, территории, вводится правило отдельного подсчёта голосов для граждан, относящихся к так называемой титульной нации (т.е. нации, давшей имя данной республике, территории). Тем самым она воспринимается как самостоятельный субъект конституционного правоотношения. Правда, возникает вопрос, насколько это законно, поскольку данная нация является частью народа республики, населения территории, и воля целого должна превалировать над волей части, имеющей определённую национальную принадлежность, Кроме того, в связи с выявлением воли нации придётся сначала установить национальную принадлежность граждан, и не станет ли это своеобразным их принуждением, так как Конституция РФ говорит о праве каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность.
Наряду с понятием «нации» в политических науках используются также категории «народностей», «этнических общностей», «этносов». Одинакового подхода к этим категориям нет. Не вдаваясь в дискуссии, отметим их видовое родство с понятием нации. И тогда следует констатировать, что они тоже могут быть субъектами общих, а порой и конкретных конституционных правоотношений. Это могут быть, в частности, отношения, связанные:
с самоопределением народностей, этнических общностей и созданием автономных образований или обычных территориальных единиц, учитывающих интересы данных народностей, этнических общностей;
с выражением воли и интересов лиц соответствующей национально-этнической принадлежности в форме голосования по какому-то вопросу либо проведения собраний, митингов и т.п.;
с наличием специального представительства от народностей, этнических общностей в органах государственной власти и местного самоуправления [4, с. 12].
Возможны конституционно-правовые отношения с участием народностей, этнических общностей, связанные с гарантированием их прав на землю и иные природные объекты собственности. Следует отметить, что данные конституционные правоотношения постепенно получают перспективу в Российской федерации. В частности, Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 1999 г. говорит о праве указанных народов, а также объединений малочисленных народов и лиц на отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, на безвозмездное владение и пользование землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
Эту линию продолжают законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири, дальнего Востока Российской федерации» 2000 г. и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации» 2001 г. Последний предусматривает образование таких территорий в ранге федерального, регионального и местного значения по решению соответственно Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления – на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
2. Субъектами конституционных правоотношений являются государства. В нашей стране данный субъект характеризуется как Российское государство и как Российская Федерация. Вместе с тем каждое их приведённых понятий имеет свои оттенки, лучше проявляющиеся в тех или иных отношениях. Так, категория «Российское государство» особенно важна для отношений «народ – государство», «общество-государство», «гражданин-государство», «государство - общественные объединения», «экономика и государство», «государственная собственность-государство». Во всех этих отношениях Российское государство выступает в качестве субъекта, стороны соответствующих правовых состояний. Качества же Федерации особенно для государства в федеративных отношениях, в его внутренней структуре, в национальной и региональной политике.
3. Самостоятельными субъектами конституционных правоотношений выступают органы государственной власти. На Федеральном уровне – это Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, - Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, банк России, Счётная палата РФ и др.
На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных отношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, - те же избирательные комиссии субъектов Федерации, уполномоченные по правам человека, счётные палаты и др.
4. Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы местного самоуправления – представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.
Зачастую субъектами конституционных правоотношений являются не только названные государственные органы и органы местного самоуправления, но и их должностные лица, структурные подразделения. В частности, в представительных органах таковыми выступают депутаты, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии.
5. Важной составной частью конституционного права является избирательное право. Поэтому большой круг субъектов составляют участники избирательных правоотношений:
субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные
должности в органах государственной власти и местного самоуправления;
сами кандидаты;
их доверенные лица;
избирательные объединения;
избирательные комиссии, члены избирательных комиссий;
сотрудники аппаратов избирательных комиссий
наблюдатели;
избиратели, участвующие в этом качестве в мероприятиях
избирательных кампаний и в голосовании.
6. Субъектом многих конституционных правоотношений является гражданин. С одной стороны, это правовые состояния – например, состояние гражданства, где второй стороной выступает государство, состояние принадлежности к народу как источнику власти и др. С другой стороны, это и конкретные конституционно-правовые отношения, где гражданин выступает в данном своём качестве – например, при создании общественных объединений, в том числе политических партий, при проведении демонстраций, собраний, пикетирования, при обращении в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его прав законом и т.п.
Помимо граждан своего государства субъектами конституционных правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. В российской федерации это возможно через категорию общих правовых состояний («иностранцы, лица без гражданства – государство»), в которых воплощается государственная политика в отношении названных категорий лиц. Конституционно-правовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть и конкретными, динамическими – например, если они хотят приобрести российское гражданство, получить политическое убежище на территории России, приобрети статус беженцев в Российской Федерации и юр. Законодательство даже позволяет иностранным гражданам избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в голосовании на местных референдумах, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и далее отражено в законе.
7. Участниками конституционно-правовых отношений являются общественные объединения и, прежде всего, такая их разновидность, как политические партии. В частности, они могут выявлять общественное мнение и доводить его до сведения государственных органов. Политические партии вправе предусмотренными законом средствами влиять на формирование государственной воли.
Политические партии являются субъектами конституционных правоотношений не только в их контактах с органами власти. Определённые отношения в партии могут быть тоже урегулированы нормами конституционного права – например, обязанность иметь не менее 5- тысяч членов партии на территории Российской Федерации, отделения партии с числом членов не менее 500 человек на территории более половины субъектов Российской Федерации и др. Когда партия выдвигает своих кандидатов и списки кандидатов на выборах, в отношении порядка выдвижения также действуют нормы конституционного права. Субъектом конституционного права партия до недавнего времени могла стать и в отношениях с другой партией – например, при создании избирательного блока, теперь это не допускается.
8. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть религиозные группы и религиозные организации. С одной стороны, существуют общие конституционные общие правоотношения «Российское государство и религиозные объединения (церковь)», характеризующие политику государства в отношении указанных объединений и исходные начала их положения в государстве. С другой стороны, возможны конкретные конституционные правоотношения с участием религиозных групп и организаций, в частности, обусловленные их созданием и текущей деятельностью.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, её строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно–правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.
Например, в нашей стране до недавнего времени не было президентства, а потому отсутствовали соответствующие субъекты конституционно-правовых отношений на общегосударственном уровне и в субъектах Федерации. Теперь субъектами конституционных правоотношений являются Президент РФ, президенты (главы) республик в составе Российской Федерации, губернаторы и иные главы исполнительной власти субъектов РФ.
Раньше тоже существовала двухпалатность в представительном органе государства – Верховном Совете СССР, но палаты того времени резко отличались от палат введённого потом профессионального парламента, а тем более сегодняшних Совета Федерации и Государственной Думы – палат Федерального Собрания РФ, (т.е., по факту существования как будто такие же субъекты, по сути – совсем другие). В советский период проект закона в высший представительный орган власти могли внести общественные объединения, в наши дни такого субъекта законодательного процесса на федеральном уровне нет. До известного времени субъектами конституционных правоотношений была только одна политическая партия, затем появились другие политические партии, а ранее существовавшая партия потеряла своё привилегированное положение и стала обычным субъектом конституционных правоотношений. Не было института Уполномоченного по правам человека в Российской федерации, Счётной палаты РФ и др.
На пути усиления защиты конституций сначала был учреждёно институт конституционного надзора, в том числе и в Российской Федерации. Но довольно быстро было отдано предпочтение конституционному правосудию, и в Российской Федерации появился такой субъект конституционного права, как Конституционный Суд, а впоследствии – конституционные, уставные суды субъектов Федерации.