Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:11, реферат
Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно- правовом статусе.
Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5
1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5
1.2 Конституционно- правовой статус судей 15
Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ 24
2.1 Компетенция Верховного Суда 24
2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней 35
Заключение 43
Библиографический список использованной литературы 45
Приложения
Реферат:
Судебная власть РФ
Оглавление Введение 3 Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5 1.1 Демократизм
как важнейший принцип 1.2 Конституционно- правовой статус судей 15 Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ 24 2.1 Компетенция Верховного Суда 24 2.2 Структура
судов общей юрисдикции и Заключение 43 Библиографический список использованной литературы 45 Приложения Введение Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской
Федерации предусматривает три
вида государственной власти: законодательную,
исполнительную и судебную, устанавливая,
что органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны[1]. Конституция
предоставляет право осуществления государственной
власти Президенту Российской Федерации.
Федеральному собранию Российской Федерации,
Правительству Российской Федерации и
судам Название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности[3]. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции. Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно- правовом статусе. Актуальность
этой темы состоит в раскрытии
направленности и организации конституционно- Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи: 1. уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия; 2. проанализировать конституционно-правовой статус судей; 3. раскрыть компетенцию
Верховного Суда РФ; Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 1.1 Демократизм
как важнейший принцип Правовое демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть по своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных законов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Если судебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалким придатком авторитаризма1. Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не могут не иметь собственных политических взглядов. Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или по крайней мере ослабить политическое давление на судебную власть. Этому служит непартийный характер судейского корпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любые попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынуждены разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, т. е. оказывая защиту только законным правам участников этих конфликтов. Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды и др.), конституционные суды. В ряде стран юристы и политики стали даже говорить о превращении современного правового государства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокую юридизацию общественных отношений и межличностных связей, порождающих судебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как самостоятельный генератор идей социального прогресса, ибо она по природе своей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии и свободы. Место судебной
власти в системе органов государственной
власти Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей. Конституционно-правовые
принципы организации судебной власти. Конституция РФ
не содержит перечня конкретных судебных
инстанций, а ограничивается закреплением
общего правила о том, что судебная
система РФ устанавливается Конституцией
РФ и федеральным конституционным законом. Единство судебной
системы обеспечивается путем1: установления
судебной системы Российской Федерации
Конституцией РФ и Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон. В Конституции
РФ установлен строгий запрет на создание
чрезвычайных судов. Это означает, что
ни при каких, даже самых экстремальных
условиях Конституционно-правовые
основы судебного процесса. Судебная
власть, как никакая другая, осуществляется
в строгих процессуальных формах.
Эти формы выражают собой важные
гарантии свободы человека, а потому
требуют конституционного закрепления
своих основ. Основные из этих гарантий
закреплены в Конституции РФ (презумпция
невиновности, запрет повторного осуждения,
право на пересмотр приговоров и др.)1.
В то же время ряд основополагающих принципов
судопроизводства, по существу также являющихся
демократическими гарантиями для граждан,
закреплены в Конституции РФ2. Это универсальные,
общепризнанные во всем мире принципы,
зафиксированные в 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно - также при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнего возраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда Для публики и средств массовой информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом заседании суда. 2. Заочное разбирательство
уголовных дел в судах не допускается,
кроме случаев, предусмотренных федеральным
законом. На такие случаи указывает 3. Судопроизводство
осуществляется на основе 4. В случаях,
предусмотренных федеральным Таким образом, демократизм является важнейшим принципом правосудия, который закрепляет за собой такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. 1.2 Конституционно- правовой статус судей Правовое положение
судей, их права и обязанности, порядок
назначения и смещения1. Закон определяет,
что судьями являются лица, наделенные
в конституционном порядке Все судьи обладают
единым статусом. Определенными особенностями
отмечено правовое положение судей
военных судов и судей В соответствии
с высоким статусом судей к
ним предъявляются определенные
требования. Судьями могут быть только
лица, имеющие гражданство РФ, достигшие
25 лет, имеющие высшее юридическое
образование и стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет2. При этом
под Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Закон также
требует, чтобы на должность судьи назначались
лица, не совершившие порочащих поступков,
сдавшие квалификационный экзамен и получившие
рекомендацию квалификационной коллегии
судей. При этом судьей вышестоящего суда
может быть гражданин РФ, достигший 30 лет,
а судьей Порядок назначения
судей. Судьи Конституционного Суда
РФ, Верховного Независимость.
Важнейшим конституционным При осуществлении
правосудия Верховного Суда РФ независимы
и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону. Правовые
гарантии провозглашенной в Конституции
РФ независимости судей Независимость
судей Верховного Суда РФ гарантируется:
установленным Материальные
и социальные гарантии независимости
судьи Верховного суда Гарантии независимости, включая меры его правильной защиты, материального и социального обеспечения, не могут быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее субъектов1. Требования, предъявляемые
к кандидатам на должности судей
Верховного Несменяемость. Судьи несменяемы2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым. Приостановление
полномочий судьи не может осуществляться
произвольно. 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) согласие квалификационной
коллегии судей на привлечение
судьи к уголовной 3) участие судьи
в предвыборной кампании в
качестве кандидата в состав
органа законодательной ( 4) избрание судьи
в состав одного из Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно - письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях: занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей. Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот. Неприкосновенность.
Судьи неприкосновенны. Судья не
может быть привлечен к уголовной
ответственности иначе как в
порядке, определяемом федеральным законом1.
Неприкосновенность судьи распространяется
также на его жилище и служебное помещение,
используемые им транспорт и средства
связи, его корреспонденцию, принадлежащие
ему имущество и документы. Неприкосновенность
- существенная гарантия независимости
судьи, дающая ему возможность спокойно
выполнять свои обязанности, несмотря
на угрозы, шантаж и даже попытки
посягательства на жизнь со стороны
преступного мира. Это одновременно и
гарантия от бюрократического администрирования
со стороны государственных органов, вышестоящих
судов. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Конституция РФ
особо выделяет гарантии неприкосновенности
судей от необоснованного привлечения
к уголовной ответственности. Привлечь
судью к уголовной ответственности можно
не иначе как в порядке, определяемом Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих. Подводя итоги можно сказать, что судьи обладают единым конституционно- правовым статусом, который определяется таким важным конституционным принципом как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей. Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ 2.1 Компетенция Верховного Суда Верховный Суд
РФ является высшим судебным органом
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,
осуществляет в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный
надзор за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики[4]. Конституция
четко определяет место и роль судебной
власти в системе государственного механизма
РФ и разделения властей. Верховный Суд На это Верховный
Суд РФ ориентировал и нижестоящие
суды. Так, учитывая новизну, высокий правозащитный
потенциал новой Конституции, а также
отставание действовавшего законодательства
от ее норм и обусловленные всем этим изменения
ситуации в сфере правосудия, было принято
специальное постановление Пленума Верховного
Суда РФ1. В частности, исходя из закрепленного
в ней положения о высшей юридической
силе и прямом действии Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке - государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции. Сомнению часто
подвергается право Верховного Суда
РФ давать разъяснения по вопросам
судебной практики, в котором многие
также видят опасность для
независимости нижестоящих Верховный Суд
РФ может также выступать в
качестве суда первой инстанции по
определенной категории дел. Например,
судья, против которого возбуждено уголовное
дело, имеет право просить, чтобы оно было
рассмотрено Количественный
состав Верховного Суда РФ2. В штатную
численность членов Суда входят 100 судей,
Председатель, первый заместитель и
пять заместителей Председателя, Председатель,
заместитель Председателя и 6 судей
военной коллегии Верховного Суда РФ.
Заместители председателя и другие судьи
Верховного Суда РФ назначаются Советом
Федерации Федерального Столь широкий количественный
состав Верховного Суда РФ объясняется
большим объемом его работы, что отражает
соответствующую широкую деятельность
судов общей юрисдикции. Верховный Суд
РФ действует в составе: Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами. Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Председатель
Верховного Суда созывает Пленум и Президиум
Верховного По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и другие лица. Председатель
Верховного Суда РФ назначается на
должность Советом Председатель
Верховного Суда представляет Президенту
РФ кандидатов для назначения на судебные
должности Верховного Суда РФ и других
федеральных судов общей юрисдикции. Председатель
Верховного Суда представляет Пленуму Заместители Председателя
Верховного Суда РФ могут председательствовать
в судебных заседаниях коллегий Верховного
Суда, приносят в пределах и порядке, установленных
законом, протесты на решения, приговоры,
определения и постановления по судебным
делам, а в случае и в порядке, установленных
законом, вправе приостановить исполнение
решений, приговоров, определений и постановлений
по судебным делам. Они осуществляют в
соответствии с распределением обязанностей
руководство работой судебных коллегий
и структурных подразделений аппарата
Верховного Суда. Заместители Пленум. Пленум
Верховного Суда действует в составе
Председателя Президиум. Президиум
Верховного Суда состоит из 13 судей
и утверждается Советом Федерации
Федерального Собрания РФ по представлению 1) в пределах
своих полномочий 2) рассматривает
материалы изучения и 3) рассматривает
вопросы организации работы 4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ; 5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Судебные коллегии.
Судебная коллегия по гражданским делам
и Судебная коллегия по уголовным делам,
а также Военная коллегия Верховного Суда
утверждаются Пленумом Верховного Суда
из числа судей Верховного Суда РФ. Судебные коллегии
рассматривают в пределах своих
полномочий дела в качестве суда первой
инстанции, в кассационном порядке,
в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам. Они
изучают и обобщают судебную практику,
анализируют судебную статистику и осуществляют
другие полномочия, предоставленные им
законодательством. В связи с введением
судебной процедуры рассмотрения дел
с участием присяжных заседателей в составе Военной коллегии
Верховного Суда РФ и Управления военных
судов Председатель
Военной коллегии Верховного Суда РФ,
выполняя обязанности, присущие председателям
других судебных коллегий, вносит в Полномочия Верховного Суда РФ, как высшего судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ. По результатам
рассмотрения в порядке надзора
гражданского дела В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Каждая судебная
инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна
и действует независимо от других
судебных инстанций. Рассмотрение дел
в Верховный Суд
РФ в пределах своей компетенции
поддерживает прямые связи с судебными
органами других стран и международными
юридическими организациями, заключает
соглашения о сотрудничестве, обмене опытом
в деле осуществления правосудия, участвует
в разработке международных договоров Таким образом,
Верховный Суд РФ действует самостоятельно
и независимо от других органов государственной
власти. Являясь высшим судебным органом, 2.2 Структура
судов общей юрисдикции и Суды общей юрисдикции – суды, осуществляющие судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. Они включают: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями. По этому признаку
федеральные суды общей юрисдикции
подразделяются на суды звеньев (уровней): Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции. Военные суды. Военные
суды входят в судебную систему Российской Судебный департамент.
Федеральным конституционным По отношению
к судебным решениям нижестоящих
судов Верховный Суд РФ выступает
в качестве суда кассационной или
надзорной инстанций. Являясь непосредственно
вышестоящей судебной инстанцией по отношению
к верховным судам, республик, краевым
(областным) судам, судам городов федерального
значения, судам автономной области и
судам автономных округов, окружным (флотским)
военным судам, Верховный Суд РФ вправе
оставить без изменения приговор Верховного
Суда республики, краевого Верховный Суд
РФ осуществляет в предусмотренных
Федеральным законом В соответствии с процессуальным законодательством по результатам рассмотрения уголовного дела в порядке судебного надзора Верховный Суд РФ может оставить принесенный приговор без удовлетворения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции и все последующие судебные решения и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или на новое судебное рассмотрение. Он вправе отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение. Верховный Суд РФ может отменить определения и постановления, вынесенные другими судами в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение, а также внести в приговор, определение или постановление соответствующие изменения. Наряду с рассмотрением
дел и осуществлением судебного
надзора за деятельностью федеральных
судов общей юрисдикции, а также
за деятельностью мировых судей
Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную
практику путем истребования дел и материалов,
а также ознакомления непосредственно
в судах с практикой применения федерального
законодательства1. Рекомендации, содержащиеся
в постановлениях Пленума Наряду с рассмотрение
дел и осуществлением судебного
надзора за деятельностью судов
общей юрисдикции и мировых судей
Верховный Суд РФ осуществляет другие
полномочия, предоставленные ему Конституцией
РФ, Представители
Верховного Суда РФ вправе участвовать
в обсуждении При Верховном
Суде РФ в качестве совещательного
органа образован Верховный Суд
РФ и Высший Арбитражный Суд РФ
являются учредителями Верховный Суд наделен широкими полномочиями, а именно, рассмотрение дел в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд вправе оставить без изменения приговор Верховного Суда республики, краевого суда, суда федерального значения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции. Заключение Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы – Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции. Как и во всех
судебных органах в деятельности
Верховного суда демократизм занимает
особое место, являясь важным принципом
правосудия. Он закрепил такие демократические
принципы судопроизводства, как принцип
состязательности и равноправия сторон,
осуществление судопроизводства с участием
присяжных заседателей, открытое разбирательство
дел в судах. Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, мак и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции. Данная проблематика
имеет большое теоретическое
и практическое значение. Теоретическое
значение данной работы заключается
в раскрытии и изучении принципов
демократизма и правосудия, понятия
судебной власти, ее роль в современном
государстве, понятия Верховного суда
как высшего звена судов общей юрисдикции,
его место и роль в судебной системе РФ. Библиографический список использованной литературы Нормативные акты: 3. Федеральный
закон ''О судебном 4. Закон о Конституционном Суде 1994 г. 5. Закон ''О судоустройстве РСФСР'' от 8 июля 1981года. 6. Закон РФ ''О статусе судей в РФ''. 7. Закон ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан''. 8. Закон ''О финансировании судов РФ '' от 10 февраля 1999 года. 9. Закон ''О
некоторых вопросах 10. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года. 11. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 декабря 1995 года ''О некоторых
вопросах применения судами 12. Постановление
Президиума Верховного совета
РСФСР о количественном 13. ''Бюллетень Верховного суда РФ''. 14.Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 15.Гражданский процессуальный кодекс РФ. Литература: М., 1996 8. Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1997 9. Фойницкий
И. Курс уголовного 10. Швецов В.
Судоустройство и Приложение 1 Приложение 2 ----------------------- 1 Конституция
РФ, ст. 46-51 Билеты по конституционному праву России Билеты по конституционному
праву России Билет 1 Понятие и предмет
конституционного права России Конституционное
право - одна из отраслей правовой ... Похожие работы Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2) Билеты к экзамену
по правоохранительным органам(часть
2) 3.2. Участие прокурора при Похожие работы Производство в кассационной инстанции СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........... Похожие работы Административное право ... право" 39. Арбитражные
суды России До конца 1991 г.
арбитражных судов как органов
осуществления правосудия в России
не было, действовали лишь ... Похожие работы Правоохранительные органы. Экзаменационные ответы Правоохранительные
органы. Экзаменационные ответы 1. Основные
источники действующего законодательства
РФ о суде, прокуратуре и других
... Похожие работы Верховный суд РФ План Введение
2 Верховный суд РФ 3 Демократические
принципы судебной власти в РФ 3 Конституционно-
правовой статус судей 11 Верховный
Суд Российской ... Похожие работы Административная юстиция (шпаргалка) Вопросы для
студентов ЮИ ТГУ для подготовки
к экзамену по курсу "Административная
юстиция" 1 Предмет курса Общая
характеристика административной ... Похожие работы Конституционные основы судебной власти Содержание Введение
3 Конституционные основы судебной
власти 4 Верховный Суд Российской
федерации. 10 Конституционный Суд
Российской Федерации. 11 ... Похожие работы Правосудие и его демократические основы (принципы) Правосудие
и его демократические основы (принципы)
Введение. Любой юрист обязан хорошо знать,
как построены и действуют органы, активно
участвующие в ... Похожие работы Правоохранительные органы России 1 ИСТОРИЯ АДВОКАТУРЫ
РОССИИ Появление Похожие работы |
©2007—2011 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru |