Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:26, доклад
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в
октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе !992 г., в свое время
задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку
Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования
СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов
менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при
Верховном Совете СССР.
Введение
- Определение круга вопросов
I. Понятие и значение конституционного контроля.
II. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации.
- Функции Конституционного суда Российской Федерации;
- Дело о толковании ст.136 Конституции Российской Федерации;
- Дело о проверке соответствия Конституции части пятой статьи 209 Уголовно-
процессуального кодекса РСФСР;
- Принципы решения международных вопросов в Конституционном суде РФ.
III. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации. Структура и
организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации.
-Состав и функции членов Конституционного суда РФ;
IV. Принципы конституционного судопроизводства.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
- Определение круга вопросов
I. Понятие и
значение конституционного
II. Полномочия
Конституционного суда
- Функции Конституционного суда Российской Федерации;
- Дело о толковании
ст.136 Конституции Российской
- Дело о проверке соответствия Конституции части пятой статьи 209 Уголовно-
процессуального кодекса РСФСР;
- Принципы решения
III. Статус судьи
Конституционного суда
организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации.
-Состав и функции членов Конституционного суда РФ;
IV. Принципы
конституционного
Заключение
Список использованной литературы
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в
октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе !992 г., в свое время
задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку
Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования
СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов
менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при
Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую
Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право
исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе
“правотворчества”.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде
РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и
независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного
судопроизводства.[1]
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего
законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции,
сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В
задачи работы входит:
- определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти
современного правового государства;
- определение полномочий
Конституционного суда
специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых
проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и
обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение демократических
принципов современного
судопроизводства в России.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы,
являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993
г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля
1994 г., а также постановления Конституционного суда РФ.
I.Понятие и значение
Конституционный контроль является
необходимым атрибутом
организованного государства. Он - важнейший элемент построения правового
государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением
эволюции правовой системы. Целью органов конституционного контроля Российской
Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и
свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия
Конституции государства на всей его территории.
Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в
том числе, в виде судебного контроля, который осуществлялся Верховным судом
СССР в 20-е-30-е годы.
Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля:
парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного
органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный
суд.
Роль и компетенции органов конституционного контроля в разных государствах
различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка
конституционности нормативных актов. В этом заключается основная функция и
российского Конституционного суда как важнейшего - специализированного -
органа конституционного контроля.
Итак, главнейшим органом конституционного контроля в Российской Федерации
является Конституционный суд Российской Федерации. В Федеральном законе о
Конституционном суде РФ 1994
г. было снято определение
РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство всех
органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности
Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о
конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между
органами государственной власти объективно предопределяют его положение как
высшего органа конституционного контроля.
Подробно полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже, пока же
заметим, что одной из самых важных его задач в современных условиях, как
подчеркивают отечественные юристы, является нейтрализация влияния во многом
двойственного и несовершенного характера российской Конституции, отразившего
переходное состояние нашего общества, на общественную и государственную жизнь
России.[2]
В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного
контроля приживается только в той системе общественных отношений, которая
ориентируется на демократические правовые ценности. В условиях же
тоталитарных политических режимов он отторгается или мимикрирует.
Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия нашего
отечественного органа конституционного контроля, речь о которых пойдет ниже,
можно рассматривать как предоставленный нашей стране реальный шанс занять
достойное место в системе цивилизованных правовых государств.