Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе изучить участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Задачами исследования является:
1. изучить взаимосвязь суда и прокуратуры.
2. изучить основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной и кассационной инстанции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав…………………………………………………...5
1.2. Формы участия прокурора в гражданском процессе…………….10
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ СУД
2.1. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции………………………………….17
2.2. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной инстанции……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав…………………………………………………...5
1.2. Формы участия прокурора в гражданском процессе…………….10
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ СУД
2.1. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции………………………………….17
2.2. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной инстанции……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Органом, который, помимо суда, призван в соответствии с действующим российским законодательством обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга граждан, является прокуратура. Подтверждением этого является тот (весьма противоречивый, с точки зрения многих исследователей1 факт, что Конституция РФ включила нормы, регулирующие деятельность прокуратуры, в главу 7 «Судебная власть»; а также то, что в соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Статья 45 ГПК РФ конкретизирует эту норму применительно к гражданскому судопроизводству, устанавливая, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты интересов государства, неопределенного круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное лицо в силу состояния здоровья, возраста или недееспособности не может возбудить процесс.
Прокурор, например, может обратиться в суд с заявлением о признании правового акта субъекта РФ недействительным в случае его противоречия федеральному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц).
Цель исследования в курсовой работе изучить участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Задачами исследования является:
1. изучить взаимосвязь суда и прокуратуры.
2. изучить основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной и кассационной инстанции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве с целью защиты прав граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья, недееспособности не могут сами защитить свои права, не только желательно, но и необходимо, так как прокурор в этом качестве представляет не контрольно-надзорный государственный орган, а некую специфическую разновидность истца, «правозаступника», вступающего в судебное разбирательство с целью осуществления права на судебную защиту указанного круга лиц.
2. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве необходимо, когда он обращается с заявлением в защиту государственных и общественных интересов, поскольку тем самым гарантируется реализация права на судебную защиту всех граждан, организаций, юридических лиц, государственных и муниципальных органов.
3. По поводу участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения, мы полагаем, что нормы, устанавливающие возможность и порядок такого участия, носят временный характер.
ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав
Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.
В наши дни суды (общие и военные), могут проверять законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища и т.д. Уже только в этом четко просматривается признание положения о том, что суды - это вершина пирамиды правоохранительных органов.
При этом суды в своей деятельности должны быть свободны от какого-либо давления и влияния со стороны силовых ведомств - МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов и т.д.
Рассмотрим взаимоотношение суда с силовыми ведомствами на примере взаимосвязь суда и прокуратуры.
Центральным звеном всей правоохранительной системы является прокуратура, которой законодательно предписано осуществлять не только надзор за исполнением законов, но и координировать деятельность органов правопорядка. Пассивность прокуратуры в отношении многочисленных фактов правонарушений прямым образом усугубляет неустойчивость общества, а безнаказанность лиц, совершивших противоправные действия, способствует рецидиву подобных деяний. Возьмем, к примеру, только проблему невыплаты заработной платы рабочим и служащим - многочисленные акты предупредительного характера, а также забастовки, голодовки, перекрытие транспортных магистралей и прочее остались без внимания со стороны прокуратуры, тогда как проведенные по инициативе федерального правительства проверки выявили множество злоупотреблений в данной сфере. Причина такого отношения прокуратуры к своим прямым обязанностям кроется ни столько в личных качествах работников данных органов, сколько в отсутствии адекватного механизма ответственности.
Какой правовой порядок может быть в стране, если органы, призванные осуществлять надзор за соблюдением законности, сами руководствуются ей весьма относительно? Необязательность выполнения своих функций являются проявлением многоликости действий, свойственной нашей культуре мышления, служит предметом для подражания, проникает в разные сферы общественной жизни - 60-70% исков, поступающих в арбитражный суд, связано с невыполнением обязательств , и потому проблема неплатежей не будет решаться до тех пор, пока сами органы правопорядка не научатся в полной мере руководствоваться законами, и в первую очередь, это касается прокуратуры. Недостаточно составить качественные законы, нужна еще политическая воля государственной власти, чтобы обрести умение воплощать законодательные акты в реальную жизнь, а это значительно сложнее процесса законотворчества. Потребуются десятилетия, чтобы сложилась новая культура мышления, однако компенсировать ее негативные стороны можно продуманной системой ответственности и тщательной селекцией по нравственным качествам при осуществлении кадровой политики в органах правопорядка .
В идеальном варианте случаи правонарушений, оставленные без реакции со стороны прокуратуры, возврат судом дела на дополнительное расследование, оправдательный приговор, изменение решений и приговоров суда в апелляционной или кассационной инстанции и другие противоречия в действиях правоохранительной системы - все подобные факты должны стать предметом тщательного разбирательства и принятия адекватных мер компетентными структурами власти.
По своему назначению,
принципам организации и
Важнейшим направлением деятельности прокуратуры является участие прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно разделу IV Закона, посвященному этому вопросу, участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством России и другими федеральными законами. Эта деятельность прокурора выражается в том, что он, осуществляя уголовное преследование, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, в пределах своей компетенции опротестовывает судебные решения. Причем принесение Генеральным прокурором или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
Генеральный прокурор Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Генеральный прокурор вправе обращаться в Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Арбитражного Суда с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Думы, постоянных комиссий и других органов Думы, Конституционного Суда, Кабинета Министров, коллегий министерств, комитетов и ведомств.
При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
Все это направлено на
то, чтобы между властью и
Решение этой важной проблемы, в первую очередь, должно основываться на объективной оценке условий жизнедеятельности и развития общества, потребностей формирования демократического правового социального государства, его исторических, правовых и культурных традициях. Без должного учета этих условий и потребностей место и роль прокуратуры в обществе могут быть искажены во вред социальному развитию, что в приведет к ослаблению роли прокуратуры по выполнению ее социального назначения - осуществлять высший надзор за демократической законностью в государстве.
В процессе построения демократического правового государства подлежат реформированию государственные институты и переосмыслению - устаревшие представления об обеспечении законности и укрепления правопорядка. При этом нужно использовать исторический опыт организации и деятельности прокуратуры в сочетании с новыми условиями развития общественных отношений.
В конечном итоге реформируя органы прокуратуры необходимо создать баланс власти в государственном механизме на основе сдержек и противовесов и контроля, что и предполагает наличие прокуратуры - государственного органа, способного быстро и реально содействовать всем ветвям власти.
Прокуратура должна способствовать
исполнению не только законов, но и
судебных решений, а как государственный
институт высшего надзора за законностью,
также выполнять координирующие
функции в системе
Все учреждения - прокуратура, следствие, адвокатура - существуют лишь для того, чтобы обеспечить полновластие суда, а вовсе не для того, чтобы делить с ним власть.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском судопроизводстве