Виды власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:
Цель: обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития теории разделения властей………………………………..5
2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации……....9
2.1 Президент…………………………………………………………………...9
2.2 Законодательная ветвь власти……..…………………………………......12
2.3 Исполнительная ветвь власти……………………………………............14
2.4 Судебная ветвь власти……………………………………………………17
2.5 Уполномоченные по правам человека…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………….......24
Приложение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Система органов исполнительной власти субъекта РФ устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ". В соответствии с этим ФЗ система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом, который, в свою очередь, формирует и возглавляет высшее должностное лицо (или руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Высший исполнительный орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 СУДЕБНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

 

 

Суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium)[16].

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 КРФ[17]. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только КРФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ (ч. 1 ст.  КРФ).

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 КРФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в редакции ФЗ от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются ФЗ и законом субъекта РФ;

3) Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г., с изменениями на 24.03.2004 Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел[18].

Закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.

Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость, судей. Статья 120 КРФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти,  ее способности защищать права и свободы людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМЕНЫ)

 

 

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества и правовому просвещению по  вопросам прав и свобод человека.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействие государственных органов (за исключением законодательных органов), органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает меры по защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченный может проводить совместно или с другими должностными лицами проверки, направляет обращения в суд, в прокуратуру, в другие компетентные органы, направляет заключения, предложения и рекомендации, опубликовывает ежегодные доклады.  Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы и различные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.

Уполномоченный назначается Государственной Думой. "Назначение омбудсмена парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике".[19] Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своих полномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом. Уполномоченный не является должностным лицом Федерального Собрания, а его рабочий аппарат - его структурным подразделением. Уполномоченный имеет большую степень независимости, чем Счётная палата РФ. В субъектах РФ в соответствии с их законодательством также может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека.

Что касается места Уполномоченного в системе разделения властей, то, как констатируют В.В.Бойцова, "вопрос о месте омбудсмена в системе разделения властей ещё не стал предметом рассмотрения в юридической науке и остаётся открытым"[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, рассмотрев систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государствах.

Современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной практики общедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.

Характерной особенностью организации государственной власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция так или иначе затрагивает различные "ветви власти", он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную "ветвь власти", вообще не входит ни в одну из основных "ветвей власти", имея свои "формы влияния", свои "сдержки и противовесы" на каждую из них. Законодательная и судебная "ветви власти", в свою очередь, имеют свои "формы влияния" на Президента. Однако, положение Президента, даёт ему самый большой объём власти в государстве, тем самым он может воздействовать на законодательную и исполнительную ветви власти, судебная ветвь власти юридически очень слабо зависит от президента, она подвластна Президенту  только при процедуре утверждения кандидатур судей.  "Президентская власть" получила конституционное оформление в главе 4 КРФ и других конституционных положениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.

2. Бойцова, В.В.  Комментарий к ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / В.В. Бойцова – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. - 128 с.

3. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова – М.: Издательство БЕК, 2002. - 408 с.

4. Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 "О статусе судей в РФ" (в редакции от 05 апреля 2005 года) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399.

5. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 1999. 608 с.

6. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004. - 800 с.

7. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова – М.: Юристъ, 2000. - 520 с.

8. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

9. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько – М.: Юристъ, 2006 – 300 с.

10. Погосян, Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян – М.: Юристъ, 2006. - 304 с.

11. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года №314 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 23.12.2005) // Российская газета, 2004, 12 марта.

12. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.

13. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре РФ" (в редакции от 4 ноября 2005 года № 138 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №8, Российская газета, 2005, 7 ноября.

14. Федеральный закон от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции от 03.06.2006) // Российская газета, 2003, 10 октября.

15. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" (редакция от 05.04.2005) // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.

16. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (редакция от 01.06.2005 г.) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.1.

Информация о работе Виды власти