Дипломатическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:19, реферат

Описание

Дипломатическая служба в системе государственного управления сформировалась в эпоху Возрождения в Италии. Именно здесь появились первые постоянные дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 г. обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и другими странами.

Работа состоит из  1 файл

Дипломатическая служба реф.docx

— 22.78 Кб (Скачать документ)

Дипломатическая служба —  это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической  службы в системе Министерства иностранных  дел.

Дипломатическая служба в  системе государственного управления сформировалась в эпоху Возрождения в Италии. Именно здесь появились первые постоянные дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 г. обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и другими странами.

С течением времени такие  организационные формы восприняли другие страны, каждая из которых внесла в дипломатическую службу свои черты, характеризующие культуру и особенности национальной дипломатии. Но общим для всех внешнеполитических служб было:

    • наличие государственных внешнеполитических канцелярий;
    • формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;
    • распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств;
    • появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов.

Рассмотрим становление  дипломатической службы на примере  Франции.

Первые попытки установления дипломатических отношений Франции  связаны с именем Людовика IX (1226 – 1270), при котором Франция стала  одним из самых влиятельных государств в Европе. В годы  правления  внука Людовика IX Филиппа IV Красивого (1285 – 1314 гг.) были заложены основы всей дальнейшей французской дипломатии. Царствование Филиппа отмечено большим количеством переговоров, которые имели целью либо предотвращение войн, либо их прекращение, либо территориальные приобретения. Раньше дипломатические сношения с иностранными государствами сводились к редким и кратковременным миссиям. Переговоры велись большей частью устно. Лишь при Филиппе IV были заведены письменные дипломатические сношения и посольства стали более частым явлением.

 Правление Людовика XI, имевшее столь важные последствия  для объединения Франции, оказало  огромное влияние на развитие  европейской дипломатии. Если XVI век  для Франции был веком гражданских  смут, то XVII век стал веком гегемонии  Франции на континенте. Обобщая  горький опыт прошедшего столетия, европейские политики и дипломаты  формулировали положения, носившие  характер международных принципов.  И, несмотря на то, что эти  принципы  часто нарушались тем  или иным европейским государством, именно они легли в основу  образования норм  касательно  международных отношений. До тех  пор, пока политика государства  не будет совпадать с ее  интересами, и глава государства  или группа людей, которые являются  творцами ее политики, не будут  ставить различия между государственной  и личной политикой, то не  будет развития внутри страны  и, следовательно, она не будет  влиятельной во внешних своих  сношениях. Два достижения XVII века  прекрасно это понимали в дипломатии  Франции, прекрасно это понимавшие, обеспечили ее дальнейшее усиление. Ришелье, который добился политической  раздробленности Германии и Мазарини, который подготовил гегемонию Франции в Европе. В многочисленных сложных отношениях дипломатического и политического свойства большой политики внушительную роль стала играть торговля. Следовательно, именно защита торговой деятельности составляла одну из важнейших обязанностей дипломата.

Дворянско-династической  дипломатии, которой придерживались Людовик XIV и  Людовик XV, был нанесен  сокрушительный удар в период Великой  Французской революции 1789 – 1794 гг., вспыхнувшей в результате обострения борьбы буржуазии с феодализмом  и абсолютизмом. В годы директории (1795-1799 гг.) дипломатия Франции находилась в руках не министра и даже не директоров, а в руках генералов  республики, которые заключали договоры и подписывали все дипломатические  акты. В ряду этих генералов был  молодой Бонапарт, который обнаружил  в себе замечательные дарования  дипломата. Наполеон стал основателем  могущественной империи. Его империя  в итоге пала, но не потому, что  она находилась в руках слабого  правителя и дипломата, ничего не понимающего в делах государства, а потому, что все империи рано или поздно рушатся. Его министр  Талейран также был искусным дипломатом. Власть трижды сменилась, а он продолжал  быть I министром. Даже когда он ушел в отставку, годы спустя его назначили  послом Франции в Лондоне.

В середине XIX века консульствам все более настоятельно предписывалось представлять отчеты об экономике и  торговых связях с Францией стран  их пребывания. А в 1885 г. на некоторых  консулов были возложены временные  обязанности по коммерческой части. В 1906 г. был назначен I коммерческий атташе в Лондоне и одновременно появились I финансовый атташе. Образование  этих специальных служб стало  новым явлением в дипломатии всего  мира. Оно ознаменовало возникновение  новой формы дипломатии – экономической.

Самой большой ошибкой  французской дипломатии была франко-прусская война, впоследствии показавшая, что  нельзя недооценивать противника, каким  бы слабым он не казался. Наполеон III был  последним из Бонапартов. Именно он довел страну до такого состояния, что Франция вступила в XX век слабой и измученной. Первая и Вторая мировые войны окончательно добили страну, несмотря на ее территориальные приобретения в результате этих войн. Если бы не было таких политических деятелей, как Жорж Климансо, Шарль де Голль и др., сложно сказать, процветала бы Франция на сегодняшний день или нет. В плане возрождения могущества страны достижением явилась Четвертая республика.

Важную роль в истории  Франции сыграла Конституция 1958 г., которая по сей день не претерпела коренных изменений. Большое внимание в Конституции уделяется внешним  сношениям государства, как неотделимой  составляющей политики Франции.

В широком понимании система  международных отношений может  быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную  структуру. В нее входят различные  связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и т.д. Дипломатические и консульские  отношения призваны содействовать  сотрудничеству в названных и  других областях. Установление между  государствами дипломатических  отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное  международное право предусматривает  возможность указанного обмена на одном  из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или  иммунитетов и привилегий дипломатических  представительств и их персонала. Каждому  уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический  представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем  миссия, возглавляемая поверенным в  делах. Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих  должностей и т.д. определяются статьями Конституции Франции.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961года, правда, допускает  возможность предложений со стороны  принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных  представительств. На практике такие  случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений  между соответствующими государствами.

К функциям дипломатического представительства относятся: представительская  функция (выступление от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение  переговоров с правительством государства  пребывания; развитие дружественных  отношений между аккредитующим  государством и государством пребывания; консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания.

Вступление главы представительства  в должность связано с вручением  им своих полномочий (верительной  грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется. Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обязательных реквизитов: указание на орган, назначивший главу представительства, страну назначения и т.д.

Прекращение дипломатической  миссии может произойти при прекращении  государствами поддержания официальных  отношений без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также, иногда, при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в  связи с его отозванием по тем  или иным причинам, объявлением его  persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

Политическая Канцелярия Франции включает в себя Посла  и Первого советника, который является Поверенным в делах в отсутствие Посла.

Отдел прессы и документации тесно связан с работой Канцелярии. Он готовит для нее рабочие  материалы: обзоры прессы, а также  тематические подборки, необходимые  для понимания специальных вопросов во всех сферах жизни (внутренняя политика, внешние связи, общественная жизнь…). Канцелярия осуществляет руководство  и координацию деятельности всех служб Посольства. В частности, каждую неделю, под председательством Посла  или Первого советника, проводятся рабочие совещания, на которые приглашаются все руководители служб для обсуждения текущих дел. В функции Канцелярии входит также анализ внутренней политики и внешних связей обеих стран, в соответствии с зоной компетенции. Таким образом, она регулярно доводит до сведения французских государственных структур документы, призванные способствовать более глубокому пониманию событий, происходящих в других странах. Канцелярия выступает также посредником между органами государственной власти Франции, с одной стороны, и другими странами, с другой. В этом качестве она поддерживает на постоянной основе отношения с местными государственными структурами, особенно с министерствами иностранных дел. Она является также связующим звеном в обмене корреспонденцией между столицами и организатором двусторонних политических встреч.

Наконец, Канцелярия активно участвует в координационной деятельности посольств стран – членов Европейского Союза, под руководством посольства той страны, которая председательствует в Союзе. А в более широком аспекте, она - всякий раз, когда это возможно, - прилагает усилия, направленные на гармонизацию своей деятельности со всеми международными организациями и посольствами стран, как являющихся членами Европейского Союза, так и не являющихся.

МИД Франции несет ответственность  за внешнюю политику страны и одна из вытекающих отсюда прерогатив заключается  в наделении необходимыми полномочиями для подписания международных договоров, но не обладает исключительным правом на всю процедуру подписания таких  договоров. В соответствии со старой традицией, ответственность за все  финансовые дела и за экономические  вопросы лежит на министерстве экономики  и финансов, идет ли речь о многосторонних переговорах, об участии в работе многосторонних экономических организаций  или о двусторонних обсуждениях  вопросов налогообложения, защиты капиталовложений и т.д. МИД вносит свою лепту в  работу этой обширной области и внушает  уверенность в том, что его  возрастающее значение должно повлечь  за собой более активное его участие. Как бы там ни было, главную роль играет министерство финансов, и чаще всего оно и ставит свою подпись  под документами. И опять положение  экономической дипломатии особенное: с одной стороны, ее действующие  лица это только дипломаты, с другой стороны, МИД не принадлежит монопольное  право на нее. Ни одно государство, в  т.ч. Франция,  не поручает все дела экономической дипломатии лишь одним  дипломатам. Оно распределяет их между  службами, находя наиболее удобный  для себя способ решения стоящих  перед ним задач в области внешней экономической политики, монополия которой принадлежит ему, как гаранту национального суверенитета.

Если и есть в мире страна, для которой убеждение в своем  великодержавном предназначении важнее реальных фактов, его подтверждающих, то это Франция. Таким образом, чтоб сохранить глобальную роль страны французские  дипломаты  разработали двойную  стратегию реализации этого замысла. Ее первым направлением является прогресс в деле европейской интеграции, превращение  Европейского союза в фактор преумножения международного влияния Франции, в  самостоятельный полюс силы, чему соответствует понятие «державная Европа». Второе стратегическое направление  – усиление роли международных организаций  в урегулировании кризисов и в  обсуждении глобальных вопросов –  тесно связано с европейским, и они взаимно дополняют друг друга. На сегодняшний день Франция в международных делах отличается самостоятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      «История дипломатии» М, 2006 под редакцией А.Лактионова

2.      «История  дипломатии» М,1941 под редакцией В.П.Потемкина

3.      «Дипломатия  иностранных государств» М, 2004 под  ред. Зоновой Т.В. 

4.      Конституция Франции

5.       Обичкина Е. «Франция: величие, прежде всего» из газеты ‘’Россия в глобальной политике’’ № 6, ноябрь-декабрь 2005

6.       Федорова Е. «Понятие и источники дипломатического и консульского права»


Информация о работе Дипломатическая служба