Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - наиболее полный анализ такой отрасли международного права, как дипломатическое право.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического права, как отрасли международного права;
- определение источников дипломатического права;
- рассмотреть задачи, цели и функции органов внешних сношений;
- рассмотреть иммунитеты и привилегии, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения;

Содержание

Введение 3

§ 1. Дипломатическое право как отрасль
Международного права
5

§ 2. Источники Дипломатического права 9

§ 3. Органы внешних сношений 13

§ 4. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов 25

Заключение 38

Список использованных нормативно-правовых актов
и литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (МПП).doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

    К источникам права внешних сношений относятся также двусторонние соглашения между государствами и другими субъектами международного права.

    Хотя  в настоящее время дипломатическое  право в основном кодифицировано, есть области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами, регулируются относящимися к внешним сношениям обычными нормами международного права.

    Весьма  важное значение имеют положения  национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру органов внешних сношений, а также регулирующие определенные аспекты их деятельности. Так, например, в числе правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ в которой закрепляется полномочие Президента Российской Федерации принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.8  В Таможенном кодексе Российской Федерации определяется порядок перемещение товаров через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.9 Статья 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате перечисляет нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.10 Так же можно перечислить: Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г; Указ Президиума ВС СССР от 25.06.1976 Об утверждении консульского устава СССР; Консульский устав СССР 1976 г., Указ Президента РФ от 07.09.1999 № 1180 Об утверждении положения о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве; Положение о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. № 1180); Федеральный Закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; Инструкция о консульской легализации: утв. МИД СССР 06.07.1984.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 3. Органы внешних сношений

    Органы внешних сношений занимают особое место среди различных органов государства. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны,11 а так же осуществление представительских функций в официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.

    Все авторы едины в том, что органы внешних сношений делятся на две группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные, в основу данной классификации положено место нахождения и деятельности органа. Кроме того Моисеев Е.Г. внутригосударственные органы внешних сношений делит на конституционные и специализированные. Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

    Конституционными  органами внешних сношений являются парламент, глава государства, правительство и его глава.

    Парламент как общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики. Так Государственная Дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.12

    Глава государства осуществляет высшее представительство страны в ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений (по должности). Три указанных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.

    К специализированным органам внешних сношений относятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях, например, в России такими органами являются, прежде всего, Министерство иностранных дел и Министерство торговли.

    Указом  Президента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Российской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.13

    Зарубежные (внешние) органы внешних сношений Моисеев Е.Г., Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. делят на две группы - постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. К временным зарубежным органам внешних сношений следует отнести специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и так далее, делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе сессий международных организаций и другие.

    Основным  внешним постоянным органом государства на территории другого государства, осуществляющим поддержку официальных отношений между ними является - Дипломатическое представительство.

    Существуют  два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса.

    Согласно  Венской конвенции о дипломатических сношениях  «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию».14

    Правовой  статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

    В Российской Федерации Посольство учреждается  по решению Правительства РФ в  связи с установлением на основании  указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством. Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.15

    Члены персонала дипломатического представительства, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях делятся на «дипломатический персонала (члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг); административно-технический персонал (члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства); обслуживающий персонал (члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства)».16

    Статус  дипломата определяется классом и рангом, почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.

    Статья 3 Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. определяет функции дипломатического представительства это: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.17 При этом данный перечень нельзя считать исчерпывающим.

    Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: чрезвычайные и полномочные послы и папские нунции; чрезвычайные и полномочные посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета.

    Послы и нунции, а также посланники и  интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.

    В дипломатическом праве есть понятие  дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина).

    Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей. Обычно назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты.18

    В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.19 Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства.

    В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве.

    Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в  случаях: 1) отозвания представителя аккредитующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между этими двумя государствами; 5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права. Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

Информация о работе Дипломатическое право