Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:45, реферат
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, англ. European Free Trade Association, EFTA) была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и с
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, англ. European Free Trade Association, EFTA) была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 года как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.
Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 года в Стокгольме семью государствами: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия.
Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена Вадуцской конвенцией. Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.
ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕЭС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.
Развитие ЕАСТ ==
К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из [[Содружество Наций|Содружества Наций]] и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на [[США|Соединенных Штатах]] и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в [[1961 год]]у. Однако в результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе [[1963 год]]а, что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К [[1 января]] [[1967 год]]а были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в [[1972 год]]у заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в [[1973 год]]у. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с [[1 июля]] [[1977 год]]а. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ. В [[1984 год]]у ЕЭС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, чёрная металлургия. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из ЕАСТ и присоединяться к ЕС. [[Португалия]] оставила ЕАСТ в [[1986 год]]у, [[Австрия]], [[Швеция]] и [[Финляндия]] вошли в [[Европейский союз]] в [[1995 год]]у и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. К тому времени, в мае [[1992 год]]а ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о [[Европейское экономическое пространство|Едином экономическом пространстве]] (свободное движение людей, товаров, услуг, капитала).
Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжали заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с [[Болгария|Болгарией]], [[Польша|Польшей]], [[Румыния|Румынией]], [[Словакия|Словакией]] и [[Чехия|Чехией]]. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
В середине [[2005 год]]а представители [[Фарерские острова|Фарерских островов]] намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.
[править] Институты ЕАСТ
Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарём, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Секретариат ЕАСТ размещён в Женеве (Швейцария).
В связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве 1992 года, были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ. Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещён в Люксембурге (как и Европейский суд).
Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции
Развитие ЕАСТ
К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 году. Однако в результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 года, что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 года были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 году заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 году. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 года. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ. В 1984 году ЕЭС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, чёрная металлургия. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из ЕАСТ и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986 году, Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 году и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. К тому времени, в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве (свободное движение людей, товаров, услуг, капитала).
Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжали заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
В середине 2005 года представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.
Завершён раунд переговоров ТС с ЕАСТ
В Казахстане завершён очередной раунд переговоров Таможенного союза с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), а также с Новой Зеландией. По сути речь идет о формировании нового международного экономического сообщества.
У входящих в ЕАСТ Швейцарии, Норвегии, Лихтенштейна, Исландии открыты товарные «зелёные коридоры» с рядом других государств; у Новой Зеландии – почти со всеми тихоокеанскими странами, включая Австралию и Китай.
Зона свободной торговли Союза с партнёрами по переговорам приведёт к формированию международных торгово-экономических режимов, а впоследствии – таможенно-экономических блоков.
Сегодня, как заявил руководитель переговорной делегации ТС Максим Медведков, в этом заинтересованы более десяти стран. В стадии реализации – проекты с ЕАСТ и Новой Зеландией, а также Вьетнамом, Египтом, Монголией, Сирией.
Если эти страны станут переходить на взаиморасчёты в национальных денежных единицах, сфера влияния нынешней корзины мировых валют на экономику неизбежно сузится. Но многое здесь будет зависеть от цен на товары взаимной торговли.
Известно, что практически все международные расценки ориентируются на доллар США и в меньшей степени на евро. Если же группа стран перейдет на «свои» взаиморасчёты, в том числе бартерные, то наряду с очевидными выгодами такой системы для участников усилится их финансово-экономическая обособленность, появятся проблемы в торговых связях с развитыми государствами и их денежными институтами, может возникнуть угроза дискриминации товаров и услуг. Поэтому все составляющие таких зон придется тщательно просчитать.
«Соглашение о свободной торговле между Таможенным союзом и ЕАСТ создаст благоприятные условия для передвижения товаров и привлечения капиталов, технологий в рамках общего экономического пространства, усилит конкурентоспособность стран-участниц, позволит углубить сотрудничество между нашими и европейскими предпринимателями – в том числе в таких сферах, как прямые инвестиции, инжиниринг, переработка, фармацевтика», – такова точка зрения и. о. министра экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжановой. С ней солидарен Максим Медведков.
Интерес к свободной торговле с ТС, по данным Минэкономразвития, проявляет Бельгийско-Люксембургский таможенно-экономический союз (БЛЭС). Так что фактически речь идёт о постепенном формировании нового международного экономического сообщества, и первый этап – те самые зоны свободной торговли.
Преимущество такого рода конструкций в том, что большинство участников заинтересованы в беспошлинном импорте, в частности – применительно к продукции ТС – промышленного, транспортного, энергетического оборудования. По экспертным расчётам, если будет введен режим свободной торговли с Вьетнамом, Египтом, Монголией и Сирией, то объем промышленного экспорта России и Белоруссии увеличится в разы. Стало быть, возникнут тысячи новых рабочих мест, повысится загрузка мощностей, что, в свою очередь, благотворно скажется на социальной сфере.
В то же время страны ТС нуждаются в прямых капиталовложениях, современных технологиях, некоторых сырьевых товарах. Такой спрос, опять-таки в рамках свободной торговли, вполне могут удовлетворить ЕАСТ, БЛЭС, Новая Зеландия, а по ряду позиций – те же Вьетнам, Египет, Монголия, Сирия. Важно отметить, что интересы участников международных зон свободной торговли долговременны.
В Женеве проходят переговоры о свободной торговле между Таможсоюзом и ЕАСТ
В Женеве с 29 августа по 1 сентября проходит третий раунд переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между государствами-членами Таможенного союза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе министерства иностранных дел Беларуси.
"Кроме вопросов регулирования торговли товарами и услугами, страны Таможенного союза и ЕАСТ планируют обсудить вопросы регулирования интеллектуальной собственности, инвестиций, правил происхождения товаров и таможенных процедур, упрощения торговли, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, взаимосвязи торговли и окружающей среды и ряд других вопросов", - проинформировали в пресс-службе.
Там отметили, что "соглашение о свободной торговле между Таможенным союзом и ЕАСТ создаст благоприятные условия для передвижения товаров и привлечения капиталов, технологий, усилит конкурентоспособность стран-участниц, а также позволит углубить сотрудничество между деловыми кругами сторон".
По информации пресс-службы, белорусскую делегацию на переговорах возглавляет заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. В состав делегации входят представители министерства иностранных дел, министерства экономики, Государственного таможенного комитета, министерства сельского хозяйства и продовольствия, Национального центра интеллектуальной собственности, Белорусской торгово-промышленной палаты.
Информация о работе Европейская ассосация свободной торговли