Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена возросшей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с продолжающимися процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни общества, а также в связи с дальнейшей реорганизацией государственной власти в нашей стране на современном этапе, построением правового государства и активным формированием институтов гражданского общества.
Нарушение прав и свобод человека одна из острых проблем, стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. Несмотря на это, многие годы в мире не признавались даже основные, естественные права человека: на жизнь, неприкосновенность личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 5
1.1 Основные положения 5
1.2.Структура Конвенции о защите прав человека 8
Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 9
2.1. История создания и общая характеристика 9
2.2. Структура суда 11
2.3. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде 15
2.3.1. Определение приемлемости или неприемлемости жалобы 15
2.3.2. Рассмотрение дела по существу 19
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА европейский суд.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

      Из взаимодействия названных составных принципов соразмерности слагается его основная функция – препятствовать чрезмерным ограничениям прав человека, которая получила признание как принцип запрета чрезмерных ограничений прав человека. Оба эти принципа широко применяются в практике Европейского суда по правам человека (Страсбург). Они требуют от судов проверки принятых мер, затрагивающих права и свободы, не только с точки зрения их необходимости, но и относительно их соразмерности публичным интересам, ради которых такие меры предпринимаются, интересам индивида. Запрет чрезмерных ограничений прав и свобод в процессе законодательной или правоприменительной деятельности государственных органов адресован государству и означает, что допустимые ограничения прав человека (как это имеет место согласно ст. 8–11 Европейской конвенции) должны быть по своему содержанию и объему соразмерны целям таких ограничений. Тем самым устанавливается требование содержательной связи и соразмерности ограничений и исключается узаконение чрезмерных ограничений или эксцессов в области законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и правоприменительной деятельности.

    Мною  были рассмотрены основные положения  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и сделан вывод о том, что Конвенция важнейший нормативно-правовой акт современности.

    Три основные черты придают Конвенции  особое значение:

    • права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, "Договаривающимися Сторонами";
    • впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;
    • парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

          В недавние годы последняя  черта приобрела особое значение со вступлением в Совет Европы новых демократических государств Центральной и Восточной Европы.

          Европейская конвенция  по правам человека и ее протоколы  гарантируют право на:

    • жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
    • справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
    • участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
    • свободу мысли, совести и религии;
    • свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);
    • имущество и свободу распоряжаться собственностью;
    • свободу собраний и объединений.

    За  более чем сорок лет, прошедших  со времени ее вступления в силу (1953 год), она превратилась в зрелый документ о правах человека, возможно, самый радикальный и эффективный  из ныне действующих.

    Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное  соблюдение и исполнение норм Конвенции  её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и  разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

    Суд состоит из такого числа судей, которое  равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем  составе более одного гражданина одного и того же государства-члена.

    Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской  Ассамблеей из списков, насчитывающих  по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

    Для рассмотрения переданных ему дел, Суд  имеет судей, рассматривающих дела единолично, Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей  и Большую Палату в составе  семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

    Прежде  чем рассматривать дело по существу, решается вопрос о приемлемости обращения. Для этого используются правила  описанные в Регламенте Европейского Суда по правам человека.

    Если  жалоба не была признана неприемлемой и не была исключена из списка подлежащих рассмотрению дел ни единоличным  Судьей Европейского Суда по правам человека, ни Комитетом из трех Судей, а также, если Комитет из трех Судей не принял решения о признании жалобы приемлемой с одновременным вынесением Постановления по существу, жалоба поступает на рассмотрение Палаты Европейского Суда по правам человека. Жалоба также может поступить в Палату непосредственно от единоличного Судьи Европейского Суда по правам человека, минуя Комитет.

    Европейский Суд по правам человека может рассмотреть  жалобу в составе Большой палаты, если Палата Европейского Суда по правам человека уступила свою юрисдикцию Большой Палате.

    Постановления Большой Палаты Европейского Суда по правам человека являются окончательными30.

    В последнее время граждане РФ все чаще используют право на защиту своих нарушенных прав в межгосударственных органах31. Исчерпав все внутренние средства правовой защиты, они подают жалобу в Европейский Суд по правам человека в порядке, предусмотренном ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и выигрывают.

    Международные процедуры важны в качестве гарантий и дополнительных стимулов в деле совершенствования аналогичных  внутригосударственных структур и  законодательства в нашей стране.

    Необходимо  разработать ряд мер, направленных на реализацию конституционного права  граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс координационным центром  в нем мог бы стать Верховный  Суд России.

    Решения Пленума Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы судам всех уровней в своих решениях ссылаться на Страсбургское прецедентное право. Его использование в практике российских судов позволило бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства. Необходимо систематически обучать судей применять прецеденты Европейского Суда, так как порой для них затруднен доступ не только к страсбургскому праву, но и к международным документам, ратифицированным РФ.

    Ратификация этой Конвенции подняло защиту прав и свобод человека на качественно новый уровень в нашей стране.

    Я ставил своей целью изучение механизмов защиты прав человека, а также изучение и составление общей характеристики Европейского Суда по правам человека. Данная цель была мною достигнута.

 

     Список использованной литературы:

    Нормативные документы:

    1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)
    3. Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. (включает в себя поправки, принятые на пленарном заседании Европейского суда 7 ноября 2005 г., которые вступают в силу 1 декабря 2005 г.)
    4. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"

    Литература:

    Основная:

    1. Бирюков П.Н. «Международное право: учебное пособие» 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002
    2. Бойцова В.В. «Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт». М.1996
    3. Бордунов В.Д. «Гражданин против государства в Европейском суде по правам человека.» М.2005
    4. Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар, 1998.
    5. Зимненко Б.Л. «Международное право и правовая система РФ» М. РАП. Статут, 2006
    6. Зимненко Б.Л. «Применение норм международного права судами общей юрисдикции. Справочное пособие для судей» М.РАП 2005
    7. Колосов Ю.А. «Международное право Учебник», М,98.
    8. Каламкарян Р. А. «Международное право. Учебное пособие» Эксмо, 2006
    9. Карташкин В.А. «Права человека в международном и внутригосударственном праве» М.1995
    10. Колосов Ю.А. «Международное право Учебник», М,1998.
    11. Конюхова И.А. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" Юрайт-Издат, 2006
    12. Лаптев П.А., «Российское правосудие и Европейский суд по правам человека – М.,2004.
    13. Маковей М.«Учебно-методическое пособие. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Прецеденты и комментарии» М., 2001
    14. Мигачев Ю.И., Р. А. Каламкарян «Международное право: Учебник» М., 2008.
    15. Пушмин Э.А.  «Международный юридический процесс и международное право» Кемерово, 1990.
    16. Саликов И.В., М. «Международное право и защита прав человека Конституционным судом» - С. 118
    17. Ушаков Н.А. «Международное право: Учебник» 2000 г.
    18. Цымбаренко И.Б. «Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности» - С. 54
    19. Энтин М. Л. «Международные гарантии прав человека:опыт Совета Европы» М., 1997.
    20. Эрделевский А.М. «Обращение в Европейский суд» М.1999
    21. Юмашев Ю.М. «Правовое регулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭ» - М.:,, Юрист’’, 1988 г.
 

    Периодическая:

    1. Молостова Е.В. «Применение предварительных мер Европейским судом по правам человека», «Международное публичное и частное право», 2005, N 2
    2. Рожкова М.А. «К вопросу о предварительных мерах, принимаемых Европейским Судом по правам человека»  "Законодательство", 2004, N 9.
    3. Информация о деле (по материалам Постановления Европейского Суда по правам человека от 02.12.2004 N 4672/02) "Бюллетень Европейского Суда по правам человека", 2005, N 5
    4. Колосов Н. М. «Конституционное право граждан на обращение в международные организации по защите прав и свобод человека. Право и экономика» М., 1997. №7-8.
    5. «Обращение в международно-правовые органы, как средство защиты прав и свобод человека» Манов Б., Манов А., Москаленко К. Законность. М., 1996. №6.

Информация о работе Европейский суд по правам человека