Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:01, реферат
Правовой статус физических лиц в МЧП — это совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания.
В МЧП проблемы правового статуса физических лиц можно разбить на следующие группы:
коллизионные вопросы гражданства;
правовое регулирование международной миграции физических лиц (въезд иностранцев в Украину; выезд отечественных граждан за рубеж);
правовой статус иностранцев на территории Украины;
правовой статус отечественных граждан за рубежом.
Общая характеристика правового статуса физических лиц
как субъектов МЧП 2
Понятие гражданства. Коллизионные вопросы гражданства 2
Понятие и основные категории иностранцев по законодательству
Украины 4
Правоспособность иностранцев в Украине 6
Дееспособность иностранцев в Украине. Признание лица
недееспособным и ограниченно дееспособным 8
Признание лица безвестно отсутствующим или объявление
его умершим 9
Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц, которым предоставлено политическое убежище...., 10
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в Украине 12
Социальное и пенсионное обеспечение иностранцев 13
Правовое положение граждан Украины за рубежом 15
Иностранцы обязаны покинуть Украину в сроки, установленные в их визе.
3. Беженцы и лица, которым предоставлено политическое убежище на территории Украины.
Эти лица являются вынужденными иммигрантами, покинувшими государство своего гражданства либо постоянного места пребывания под действием преследований или угрозы таких преследований со стороны данного государства. Могут прибывать на территорию Украины нелегально. Срок пребывания данных лиц в Украине ограничен (пока не отпадут основания для такого пребывания или пока лицо не перейдет в новый статус — иммигранта (лица, получившего разрешение на постоянное проживание в Украине) или гражданина Украины).
Правоспособность иностранцев в Украине
Правоспособность иностранцев определяется по праву государства их пребывания, т.е. по украинскому закону. Украинский закон предоставляет иностранцам национальный режим — они пользуются теми же правами, что и граждане Украины, и несут такие же обязанности, за исключениями, установленными действующим законодательством и международными договорами Украины. Это следует из содержания ст. 2 Закона «О правовом статусе иностранцев», ст. 565, 566 ГК Украины, ч. 1. ст. 423 и ч. 1 ст. 424 ГПК Украины.
Законодательство Украины может устанавливать общие исключения в отношении правоспособности иностранцев:
ч. 4 ст. 8 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Украины;
ч. 2 ст. 16 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут быть членами политических партий;
ст. 23 Закона «О правовом статусе иностранцев» — иностранцы не могут избирать или быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, а также принимать участие в референдумах;
ст. 24 Закона «О правовом статусе иностранцев» — на иностранцев не распространяется всеобщая воинская обязанность.
Различным правовым статусом обладают иммигранты и иностранцы, временно пребывающие в Украине. Неодинаково разрешаются вопросы занятия предпринимательской и инвестиционной деятельностью, трудоустройства, обеспечения жильем, обучения, оказания медицинской помощи и др. Только иммигранты пользуются правами в указанных областях наряду с отечественными гражданами.
Кроме того, правоспособность иностранцев, временно пребывающих в Украине, обусловлена целями их въезда (ограничена категорией визы). Так, лица, въехавшие по туристической или деловой визе, не могут поступить на учебу или на работу в Украине. Религиозная пропаганда в Украине может осуществляться исключительно лицами, въехавшим по визе для представителей религиозных миссий.
Проектом ГК Украины предусмотрена новая коллизионная норма, определяющая, что момент возникновения и прекращения правоспособности иностранца определяется по его личному закону (ч. 1 ст. 1608).
Под личным законом иностранца подразумевается.
Согласно проекту ГК Украины, лицо рассматривается как имеющее обычное место пребывания в стране, если оно находится на ее территории в течение определенного периода времени (даже если такое пребывание изначально является ограниченным по сроку).
Рассмотрим
подробнее вопросы о
Предпринимательская деятельность. Иммигранты могут зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности в Украине. Другие иностранцы могут осуществлять предпринимательскую деятельность только как иностранные субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Часть 2 ст. 5 Закона «О внешнеэкономической деятельности» закрепляет, что физические лица, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины, имеют право на осуществление внешнеэкономической деятельности, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону того государства, в котором они имеют постоянное место жительства или гражданами которого они являются.
Соглашением СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., закрепляется, что правоспособность физических лиц-предпринимателей определяется по законодательству государства, на территории которого зарегистрирован предприниматель.
Проект ГК Украины содержит специальные нормы относительно предпринимательской правоспособности (ч. 3 ст. 1609). Способность физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, быть предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется правом страны, где физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя. В случае отсутствия в стране обязательной регистрации применяется право страны основного места занятия предпринимательской деятельностью.
Инвестиционная деятельность. В этой области иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины находятся в несколько более выгодном положении. В соответствии с Законом «О режиме иностранного инвестирования» от 16.03.1996 г. они получают статус иностранного инвестора при осуществлении инвестиций на территории Украины. Этот статус дает некоторые дополнительные гарантии и незначительные льготы для инвесторов и созданных ими предприятий. Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в Украине, не получают такого статуса и к ним применяются общие нормы инвестиционного законодательства.
Здравоохранение. Ст. 10 Закона «О правовом статусе иностранцев» устанавливает, что иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в Украине, пользуются медицинской помощью на платной основе, если иное не предусмотрено международным договором. Порядок предоставления медицинской помощи иностранным гражданам, которые временно находятся на территории Украины, утвержден постановлением КМУ от 28.01.1997 г. № 79 с последующими изменениями (постановление КМУ от 17.09.1997 г. № 1021). Иностранцы, въезжающие в Украину, должны иметь медицинскую страховку.
Международными договорами Украины может закрепляться положение о бесплатном оказании экстренной медицинской помощи иностранцам из одного договаривающегося государства на территории другого. В данном случае право на бесплатную медицинскую помощь предоставляется иностранцам из определенного государства на основании взаимности.
Образование. Ст. 14 Закона «О правовом статусе иностранцев» закрепляет, что иностранцы, Не имеющие постоянного места жительства в Украине, оплачивают свое обучение, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. По данному вопросу действует Постановление КМУ «Об обучении иностранных граждан в Украине» от 26.02.1993 г. № 136.
Стоимость обучения за год должна составлять не менее:
подготовительный факультет - 1 тыс. долларов США;
основной факультет — 1,5 тыс. долларов США;
аспирантура — 2,5 тыс. долларов США.
В настоящее время бесплатное обучение может осуществляться на основании взаимности путем заключения межправительственных, ведомственных и межвузовских соглашений об обмене учащимися и студентами.
Дееспособность иностранцев в Украине. Признание лица недееспособным и ограниченно дееспособным
Вопросы дееспособности иностранцев разрешаются в ст. 5661 ГК Украины. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является, лица без гражданства — страны, в которой оно имеет постоянное место жительства. Однако гражданская дееспособность иностранцев в отношении сделок, совершаемых в Украине, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Украине, определяются по украинскому закону.
Ряд международных соглашений несколько иначе решают данные вопросы:
а) двусторонние соглашения о правовой помощи (главным образом заключенные СССР и действующие для Украины) применяют для определения дееспособности не личный закон, а закон совершения сделки только в отношении бытовых сделок; в отношении деликтов часто не содержится исключений — применяется личный закон;
б) Минская конвенция вообще не содержит исключений из личного закона (право государств СНГ одинаково определяет возраст обретения гражданской правоспособности и гражданской деликтоспособности).
Признание иностранца недееспособным или ограниченно дееспособным. Часть 3 ст. 5661 ГК Украины устанавливает, что только постоянно проживающие в Украине иностранцы могут быть признаны недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законами Украины (отношения по ограничению или лишению дееспособности таким образом регулируются законом страны постоянного местожительства иностранца).
Договорами о правовой помощи иначе решается данный вопрос.
Дела о признании иностранца недееспособным компетентен рассматривать суд страны, гражданином которой является данное лицо. При этом суд применяет свое национальное законодательство (т.е. действует закон суда — закон страны гражданства).
Если суду страны, где проживает иностранец, станут известны основания признания недееспособным или ограниченно дееспособным лица, являющегося гражданином другой страны, то он должен уведомить об этом компетентный суд страны гражданства. Если в течение трех месяцев суд страны гражданства не начнет дела или не сообщит своего мнения, то суд страны места проживания вправе рассматривать дело об ограничении или лишении правоспособности в соответствии с законодательством своего государства, если основания для этого предусмотрены также законодательством страны гражданства иностранца (кумуляция привязок). Судебное решение обязательно направляется компетентному суду страны, гражданином которой является иностранец.
Проект ГК Украины закрепляет, что основания и правовые последствия признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным регулируются личным законом этого лица (ч. 4. ст. 1609).
Опека и попечительство. Установление и отмена опеки и попечительства регулируются личным законом лица, над которым устанавливается опека или попечительство. ГК Украины не регулирует вопросы установления опеки или попечительства над иностранцами (книга восьмая проекта ГК Украины включает специальную статью «Опека и попечительство»).
Сегодня данные правоотношения находят частичное урегулирование в международных договорах Украины о правовой помощи.
Учреждениями,
компетентными устанавливать
Но если иностранный гражданин, нуждающийся в опеке или попечительстве, имеет место проживания, местонахождение или имущество на территории другого государства, то компетентное учреждение данного государства безотлагательно уведомляет учреждение в стране гражданства данного лица. В случаях, не терпящих отлагательства, учреждение страны местопроживания, местонахождения или нахождения имущества иностранца вправе принять меры в соответствии со своим законодательством, о чем делается соответствующее уведомление. Эти меры сохраняют силу до иного решения компетентного учреждения страны гражданства.
Обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяются личным законом лица, которое назначается опекуном (попечителем). Опекуном (попечителем) может назначаться иностранец.