Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Правовой статус физических лиц в МЧП — это совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания.
В МЧП проблемы правового статуса физических лиц можно разбить на следующие группы:
-коллизионные вопросы гражданства;
-правовое регулирование международной миграции физических лиц (въезд иностранцев в Украину; выезд отечественных граждан за рубеж);
-правовой статус иностранцев на территории Украины;
-правовой статус отечественных граждан за рубежом.
Во многих работах в области МЧП нормы, посвященные правовому положению физических лиц, объединяются понятием «право иностранцев».
Общая характеристика правового статуса физических лиц как субъектов МЧП
Понятие гражданства. Коллизионные вопросы гражданства
Понятие и основные категории иностранцев по законодательству Украины
Правоспособность иностранцев в Украине
Дееспособность иностранцев в Украине. Признание лица недееспособным и ограниченно дееспособным
Признание лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим
Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, которым предоставлено политическое убежище
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в Украине
Социальное и пенсионное обеспечение иностранцев
Правовое положение граждан Украины за рубежом
Правоотношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), регулируются правом страны, орган которой назначил опекуна или попечителя. Проект ГК Украины предусматривает: «Если лицо, находящееся под опекой или попечительством, проживает в Украине, применяется право Украины, если оно является более благоприятным для данного лица».
Международные договоры допускают передачу опеки (попечительства) компетентным органом страны гражданства лица, находящегося под опекой (попечительством), компетентному органу страны местопроживания, пребывания или нахождения имущества иностранца. Этот орган осуществляет опеку или попечительство в соответствии со своим национальным законодательством.
Признание лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим
Действующий ГК Украины не содержит коллизионных норм, применяемых в случае признания иностранца безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Исходя из содержания ст.ст. 18, 21 ГК Украины и принципа национального режима, только иммигранты могут быть признаны в Украине безвестно отсутствующими или умершими.
Двусторонние договоры Украины о правовой помощи содержат более детальное правовое регулирование по данному вопросу. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим компетентными являются суды страны его гражданства. Допускается рассмотрение данных вопросов судами страны, где иностранный гражданин имел место жительства, по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этого государства. Каждый суд применяет в данном случае свое законодательство (закон суда).
Проект ГК Украины содержит норму, согласно которой основания и правовые последствия признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим регулируются последним из известных личных законов физического лица (ст. 1610).
Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, которым предоставлено политическое убежище
Беженцы. Правовой статус беженцев в Украине регулируется Законом «О беженцах» и Конвенцией о беженцах 1951 года.
Статья 1 Закона «О беженцах» закрепляет следующее определение беженца, беженец — это лицо, которое не является гражданином Украины и которое вследствие полностью обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, отношения к религии, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений: а) находится за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой данной страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие указанных выше опасений; б) не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предыдущего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений.
Порядок предоставления статуса беженца определяется законодательством Украины. В случае принятия решения о предоставлении статуса беженца лицу выдается удостоверение беженца. Данный документ является паспортным, т.е. удостоверяет личность иностранца-беженца на территории Украины. Национальные паспорта и заменяющие их документы беженца сдаются органу миграционной службы. Удостоверение выдается сроком на один год, и его действие продлевается путем ежегодной перерегистрации.
Получить статус беженца могут лица, как легально пересекшие государственную границу Украины (должны обратиться с соответствующим заявлением в 5-дневный срок), так и нелегально (должны обратиться в 3-дневный срок).
Лицо может утратить статус беженца в случаях, если оно воспользовалось защитой своего государства, получило украинское гражданство, осуждено к лишению свободы по приговору суда Украины, вступившего в законную силу и может быть лишено этого статуса, если оно утратило основания, по которым приобрело статус беженца, приобрело статус беженца вследствие предоставления ложных сведений или подложных документов, если оно рассматривается как угроза государственной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Украины (ст. 11 Закона «О беженцах»).
Права
и обязанности беженца
До вынесения решения о присвоении статуса беженца лицо имеет право:
• на временное трудоустройство, обучение, медицинскую помощь в специальном порядке, установленном законодательством Украины;
Лица, которым предоставлен статус беженца, пользуются национальным режимом (фактически их статус приравнивается к статусу иммигрантов). Им также предоставляются дополнительные права, связанные с низким уровнем их социально-экономической адаптации в стране пребывания: право на получение денежной помощи, пенсии и иных видов социального обеспечения, на предоставление жилья (в данном случае выбор места проживания не осуществляется).
Действующее законодательство не решает вопрос о личном законе беженца, который может оставаться иностранным гражданином или лицом без гражданства, имеющим постоянное место жительства в ином государстве. Исходя из положений действующего ГК Украины личным законом беженца является закон страны происхождения беженца (гражданства или постоянного места жительства). Однако беженец отказывается от правовой связи со своим государством, а следовательно, право этого государства не может рассматриваться как его личный закон.
Проект
ГК Украины применяет
Вынужденные переселенцы. Вынужденный переселенец — это гражданин страны, предоставившей убежище, имеющий постоянное место жительства на территории иностранного государства и вынужденный его покинуть вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, отношения к религии, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В рамках СНГ было принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993 г., направленное на урегулирование правового статуса данных лиц. К сожалению, Украина не принимает участия в данном соглашении. В силу этого, а также в результате отсутствия внутреннего законодательного акта, регулирующего положение вынужденных переселенцев в Украине, данная категория лиц — граждан Украины, вынужденных покинуть страну своего постоянного места жительства и вернуться в Украину, находится в худшем положении, чем иностранцы-беженцы. Данные лица, в силу длительного проживания на территории другой страны, достаточно часто не имеют никаких родственных связей в Украине, и после возвращения на родину они оказываются без жилья, без прописки, без работы, без каких-либо социальных пособий и пр. Представляется, что Украина должна незамедлительно предпринять меры для урегулирования правового статуса данных лиц и предоставления им таких же средств социальной поддержки, как и беженцам.
Лица, которым предоставлено политическое убежище. Право искать убежища закреплено в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека: «Г. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. 2. Это право не может использоваться в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН». В Конституции Украины не раскрываются правовые основания предоставления убежища (ст. 26). Внутренним законодательством данный вопрос практически не урегулирован.
Лицо рассматривается как получившее политическое убежище, если:
Обычно решения о предоставлении политического убежища принимаются в индивидуальном порядке главой государства или уполномоченным им органом. Предоставление убежища часто приводит к международным конфликтам (широко использовалось в период холодной войны).
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в Украине
Трудовые
отношения иностранцев в
Коллизионное регулирование трудовых отношений. Ст. 8 КЗоТ закрепляет, что трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих па предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством стороны трудоустройства и международными договорами Украины.
Представляет интерес договор о правовой помощи с Польшей, содержащий иные привязки в области трудового права (ст. 42):
• допускается автономия воли сторон — работодатель и иностранный работник могут подчинить трудовые правоотношения избранному ими законодательству;
Положения о праве, применимом к трудовым отношениям, часто содержатся и в двусторонних международных договорах Украины, регулирующих вопросы трудоустройства иностранцев.
Следует учитывать, что специальные коллизионные нормы действуют в отношении социального и пенсионного обеспечения работников-иностранцев и правоотношений по возмещению ущерба, причиненного трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Материально-правовое регулирование трудовых отношении. Согласно ст. 8 Закона «О правовом статусе иностранцев», только иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
Часть вторая данной статьи закрепляет, что иностранцы могут иммигрировать в Украину для трудоустройства на определенный срок. Для этого им необходимо получить разрешение от Министерства труда Украины и соответствующую иммиграционную визу. Порядок выдачи разрешения на трудоустройство регулируется Порядком оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине, утвержденным постановлением КМ У от 1.11.1999 г. № 2028.
Разрешение выдается Центральным центром занятости Минтруда или центрами занятости Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя для работы на определенном предприятии, учреждении, организации по конкретной специальности.
Для получения разрешения на трудоустройство должны быть представлены следующие документы:
• документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу разрешения. Срок выдачи разрешения — 30 дней. Срок действия разрешения — до
1
года. В случае необходимости
может быть продлен по
В течение 3 дней работодатель должен уведомить Республиканский центр занятости о том, что иностранец приступил к работе. Если в обусловленный срок без уважительных причин иностранец не приступил к работе (работодатель сообщает об этом в центр занятости и орган внутренних дел), то он подлежит выдворению (за свой счет или счет организации, его направившей).