Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.
Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - и защищает их и нарушает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
Исполнительная власть: понятие, ее задачи и функции……………………..4
2. Порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти Италии и Казахстана…………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по КПРФ.doc

— 39.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по Конституционному праву 

Зарубежных  стран

Студентки 3-го курса 4-ой группы

заочной формы обучения института

(филиала)  МГЮА в г. Кирове 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 2. Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

  1. Исполнительная власть: понятие, ее задачи и функции……………………..4

2. Порядок формирования, полномочия и ответственность  органов исполнительной власти  Италии и Казахстана…………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..12

 

   ВВЕДЕНИЕ

   В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически  организует жизнь каждого народа.

     Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - и защищает их и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.

     Исполнительная власть, а конкретнее - ее "силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.

     Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

    

   1. Исполнительная власть: понятие, ее задачи и функции 

   Государственная власть опирается на государственный  аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и  принуждения. И само государство, и  его деятельность можно рассматривать  как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа как инструмент властвования.

   Исполнительная  власть – ветвь государственной  власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

   Признаки  исполнительной власти:

   1. Ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

   2. Организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства.

   3. Отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

   4. Имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы.

   5. Наличие огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

   6. Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

   7. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке.

   8. Имеет организационную форму  — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства

   9. Исполнительная власть выступает  как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.).

   10. В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, и др.).

   Цели:

   - обеспечение безопасности личности, общества и государства;

   - создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

   - создание условий для реализации  субъектами социальных отношений  их прав, свобод, законных интересов;

   - защита человека от противоправных  посягательств.

   Функции:

   - исполнительная (правоприменительная)  – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов;

   - правозащитная – функция наблюдения  и защиты прав и свобод человека  и гражданина;

   - социально-экономическая (обеспечительная)  – создание условий для развития  хозяйственного строительства, социально-культурного и административно политического управления; 

   
  1. Порядок формирования, полномочия и ответственность  органов исполнительной власти Италии и Казахстана
 

   Статус  высших или центральных органов  власти, решающих важнейшие вопросы  управления страной в различных странах во многом определяется формой правления, существующей в том или ином государстве. Рассмотрим положение, порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти на примере Казахстана и Италии.

   Согласно, ч.1 ст. 2 Конституции Казахстана «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления», а Италия – это парламентарная республика (Ст. 1 Конституции Италии).

   Исполнительная  власть Италии, как и во всех парламентарных государствах, имеет двойственную структуру, включает Президента республики и правительство — Совет министров. Имеется пост премьер-министра, который возглавляет правительство. Согласно Основному закону исполнительная власть вверена Президенту республики и правительству, возглавляемому председателем Совета министров, политически ответственным перед парламентом. Особая роль принадлежит председателю Совета министров, который руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров (ст. 95).  Роль Президента сводится к представительным функциям, он является слабой политической фигурой. Правительство руководит страной в целом в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает постановления, декреты и разного рода документы по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством (назначение чиновников, роспуск палат и др.). На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Этому способствует не только правовое положение последнего в системе государственных органов, но и способ его формирования: парламент избирается путем всеобщего обязательного голосования, в котором обычно участвует более 90% избирателей. Последнее обстоятельство в определенной мере повышает престиж парламента в глазах общественного мнения.

   В Казахстане Президент – это сильная  политическая фигура, реальный лидер государства (ст. 40 Конституции Казахстан). В отличие от Италии, в Казахстане Президент руководит исполнительной властью. Все важные решения в сфере исполнительной власти принимаются президентом единолично, правительство же выполняет совещательные функции. Наконец, слабости президентской власти в парламентарной республике Италии соответствует институт контрасигнатуры, т. е. министерской скрепы актов президента, без которых такие акты не могут вступить в юридическую силу (ст. 89 Конституции Италии) В президентской же республике Казахстан контрасигнатура отсутствует.

   По-разному  назначаются и должностные лица исполнительной власти. Если в Казахстане они в очередном порядке назначаются  заново после каждых выборов Президента (ст. 44 Конституции Казахстана), то в Италии новый состав правительства формируется после каждых парламентских выборов (с учетом существования политической ответственности исполнительной власти перед парламентом).

   В президентской республике Казахстан  правительство ответственно за свою деятельность перед президентом (ч. 2 ст. 64 Конституции Казахстана), а в парламентарной Италии перед парламентом (ст. 94 Конституции Италии). Ответственность выражается в том, кто решает определяющую роль в решении вопроса об отставке правительства. Ответственность правительства перед президентом означает, что оно действует до тех пор, пока его деятельность устраивает президента, т.е. по своему усмотрению он может в любое время отправить в отставку, как отдельного члена, так и все правительство. Ответственность министров перед парламентом в силу его коллегиальности осуществляется в более сложном порядке, а именно путем выражения недоверия или отказа в доверии – при этом чаще и недоверие, и отказ в доверии применяются не по отношению к отдельному члену правительства, а по отношению ко всему правительству. 

   Заключение 

   Помимо  президентской и парламентарной республик существует также полупрезидентская  республика. Такую форму правления  в настоящее время используют многие страны, в том числе и Российская Федерация. Полупрезидентской республике характерно сочетание признаков президентской и парламентарной республик. В частности, ей свойственны сильная президентская власть, а с другой – политическая ответственность правительства перед парламентом. Например, в Российской Федерации созданием федеральных органов исполнительной власти, их реорганизацией и ликвидацией осуществляет Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

   Выполняя  в целом, безусловно полезную и необходимую  функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

     И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

   Список  литературы 

  1. Конституция Итальянской республики в сб.: Конституции  зарубежных государств: Учебное пособие - В.В. Маклаков — 2-е изд., — М.: БЕК, 1999.
  2. Конституция Республики Казахстан сб.: Конституции зарубежных государств: Учебное пособие - В.В. Маклаков — 2-е изд., — М.: БЕК, 1999.
  3. Конституция РФ от 12.12.93. – М.: Проспект, 2009.
  4. Мелехин А. В., Теория государства и права: учебник, - М: Маркет ДС, 2007.

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ