Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:24, курсовая работа
В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.
Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - и защищает их и нарушает.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
Исполнительная власть: понятие, ее задачи и функции……………………..4
2. Порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти Италии и Казахстана…………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..12
Контрольная работа по Конституционному праву
Зарубежных стран
Студентки 3-го курса 4-ой группы
заочной формы обучения института
(филиала)
МГЮА в г. Кирове
Вариант
2. Исполнительная власть
в Италии и Казахстане:
сравнительный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. Порядок формирования,
полномочия и ответственность
органов исполнительной власти
Италии и Казахстана……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.
Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - и защищает их и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Исполнительная власть, а конкретнее - ее "силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.
Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.
1.
Исполнительная власть:
понятие, ее задачи и
функции
Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа как инструмент властвования.
Исполнительная
власть – ветвь государственной
власти, деятельность по управлению делами
государства и общества, осуществляемая
системой государственных органов, которые
наделены исполнительно-
Признаки исполнительной власти:
1. Ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.
2. Организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства.
3. Отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.
4. Имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы.
5. Наличие огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.
6.
Ее деятельность носит
7. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке.
8. Имеет организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства
9.
Исполнительная власть
10. В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, и др.).
Цели:
-
обеспечение безопасности
-
создание условий,
-
создание условий для
-
защита человека от
Функции:
- исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов;
-
правозащитная – функция
-
социально-экономическая (
Статус высших или центральных органов власти, решающих важнейшие вопросы управления страной в различных странах во многом определяется формой правления, существующей в том или ином государстве. Рассмотрим положение, порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти на примере Казахстана и Италии.
Согласно, ч.1 ст. 2 Конституции Казахстана «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления», а Италия – это парламентарная республика (Ст. 1 Конституции Италии).
Исполнительная власть Италии, как и во всех парламентарных государствах, имеет двойственную структуру, включает Президента республики и правительство — Совет министров. Имеется пост премьер-министра, который возглавляет правительство. Согласно Основному закону исполнительная власть вверена Президенту республики и правительству, возглавляемому председателем Совета министров, политически ответственным перед парламентом. Особая роль принадлежит председателю Совета министров, который руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров (ст. 95). Роль Президента сводится к представительным функциям, он является слабой политической фигурой. Правительство руководит страной в целом в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает постановления, декреты и разного рода документы по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством (назначение чиновников, роспуск палат и др.). На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Этому способствует не только правовое положение последнего в системе государственных органов, но и способ его формирования: парламент избирается путем всеобщего обязательного голосования, в котором обычно участвует более 90% избирателей. Последнее обстоятельство в определенной мере повышает престиж парламента в глазах общественного мнения.
В Казахстане Президент – это сильная политическая фигура, реальный лидер государства (ст. 40 Конституции Казахстан). В отличие от Италии, в Казахстане Президент руководит исполнительной властью. Все важные решения в сфере исполнительной власти принимаются президентом единолично, правительство же выполняет совещательные функции. Наконец, слабости президентской власти в парламентарной республике Италии соответствует институт контрасигнатуры, т. е. министерской скрепы актов президента, без которых такие акты не могут вступить в юридическую силу (ст. 89 Конституции Италии) В президентской же республике Казахстан контрасигнатура отсутствует.
По-разному
назначаются и должностные лица
исполнительной власти. Если в Казахстане
они в очередном порядке
В
президентской республике Казахстан
правительство ответственно за свою деятельность
перед президентом (ч. 2 ст. 64 Конституции
Казахстана), а в парламентарной Италии
перед парламентом (ст. 94 Конституции Италии).
Ответственность выражается в том, кто
решает определяющую роль в решении вопроса
об отставке правительства. Ответственность
правительства перед президентом означает,
что оно действует до тех пор, пока его
деятельность устраивает президента,
т.е. по своему усмотрению он может в любое
время отправить в отставку, как отдельного
члена, так и все правительство. Ответственность
министров перед парламентом в силу его
коллегиальности осуществляется в более
сложном порядке, а именно путем выражения
недоверия или отказа в доверии – при
этом чаще и недоверие, и отказ в доверии
применяются не по отношению к отдельному
члену правительства, а по отношению ко
всему правительству.
Заключение
Помимо президентской и парламентарной республик существует также полупрезидентская республика. Такую форму правления в настоящее время используют многие страны, в том числе и Российская Федерация. Полупрезидентской республике характерно сочетание признаков президентской и парламентарной республик. В частности, ей свойственны сильная президентская власть, а с другой – политическая ответственность правительства перед парламентом. Например, в Российской Федерации созданием федеральных органов исполнительной власти, их реорганизацией и ликвидацией осуществляет Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Выполняя в целом, безусловно полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.
И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.
Список
литературы
Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ