Источники международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание

1. понятие и виды источников МЧП
2. Внутреннее законодательство государства как источник МЧП
3. "Международные" источники МЧП
4. Роль международных оранизаций в формировании МЧП

Работа состоит из  1 файл

2Источники международного частного права.docx

— 22.18 Кб (Скачать документ)

Источники международного частного права

1. Международное частное право  — это комплексная отрасль права, объединяющая нормы внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, «осложненные иностранным элементом» (т.е. отношения международного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.

Основные  источники международного частного права  — внутригосударственное законодательство, международные договоры, судебная арбитражная практика, международные обычаи.

 

2. В законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в сфере МЧП, следует выделить: Конституцию РФ, Гражданский кодекс (раздел VI ч. 3 гл. 66ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс (раздел V ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (главы 31, 32, 33 АПК РФ), Трудовой кодекс, Семейный кодекс (раздел VII СК РФ), Кодекс торгового мореплавания (глава XXVI КТМ РФ), Основы законодательства РФ о нотариате, Федеральный закон 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже». Специальные законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции, ненормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации также являются источниками российского МЧП. Разумеется, все перечисленное законодательство в целом не может считаться источником российского МЧП. Речь идет о содержащихся в этих актах отдельных нормах, главах и разделах, посвященных регулированию частноправовых отношений с иностранным элементом.

 

3. Совокупность международно-правовых источников МЧП составляют международные договоры, международные правовые обычаи и система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности (международное коммерческое право). При этом основное значение принадлежит международным договорам. Кроме того, нельзя забывать, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью правовой системы большинства государств и имеют примат над нормами национального права в случае их противоречия.

Российская  Федерация  участвует в международных договорах  различного уровня. Прежде всего, отметим тенденцию расширения участия России в многосторонних соглашениях универсального (всемирного) характера.

Прежде  чем остановиться на основных многосторонних соглашениях, следует отметить, что  в современных условиях основная тяжесть по их разработке приходится на международные организации, которые  планомерно занимаются кодификацией норм международного частного права в  виде подготовки проектов универсальных  международных договоров в области  международного частного права.

Комиссия  ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), подготовившая ряд важнейших конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация: Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенцию ООН о морской перевозке грузов , Типовой закон о международном торговом арбитраже  и т.д.

Гаагская  конференция по международному частному праву  действует с 1893 г. с участием Российской империи. СССР не участвовал в этой организации. С 2000 г. Российская Федерация восстановила свое участие в работе конференции. Наиболее значительные документы, подготовленные этой организацией, обязательны и для России: Конвенция по вопросам гражданского процесса  (1954 г.), Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам  (1965 г.), Конвенция о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам  (1970 г.), Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов  (1961 г.) и т.д. Не менее известны и конвенции (в которых РФ, к сожалению, не участвует), относящихся к сфере семейных отношений, подготовленные Гаагскими конференциями с 1956 по 1980 гг.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА)  в Риме. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов международных предпринимательских отношений: о лизинге, факторинге и т.д.

Международные универсальные конвенции, в которых  регулируются отношения в области  международного частного права, разрабатываются  также в рамках Конференции ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной морской организации (ИМО) , Международной организации гражданской авиации  и т.д.

Россия  участвует в важных многосторонних конвенциях по вопросам иностранных  инвестиций: в Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами  (1965 г.), заключенной в Вашингтоне  (эту Конвенцию подписало более 150 государств, ратифицировало 106), Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций  (1985 г.), заключенной в Сеуле  (Конвенцию подписало 131 государство).

Многочисленные  многосторонние соглашения были заключены  по различным вопросам торгового  мореплавания. К ним относятся: Брюссельские конвенции по морскому праву, подготовленные Международным морским комитетом (ММК). Важнейшие из них: Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте  (1924 г.) и протокол к ней (1968 г.), Конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов  (1957 г.), Конвенция об аресте морских судов (1952 г.), Конвенция об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания (1960 г.). На конференции в Гамбурге  была подписана Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978 г.) (Гамбургские правила).

В области  регулирования вопросов железнодорожного транспорта имеются Бернские международные  конвенции о железнодорожных  перевозках грузов и железнодорожных  перевозках пассажиров и багажа, которые  в 1980 г. были объединены и приняты  в новой редакции как единое соглашение  (в силе с 1 мая 1985 г.).

Необходимо  подчеркнуть различную природу  названных источников. Внутригосударственное  законодательство в области МЧП  действует в пределах каждого  отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой  функции государственных органов, которая воплощает интересы различных  социальных слоев данного государства. Международные договоры выступают  результатом согласования воль различных  государств, принимающих в них  участие. По существу, международные  договоры в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических  и физических лиц — субъектов  внутреннего права, но обязательства  по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут  ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.

В мире существует единственная межгосударственная кодификация  МЧП на региональном уровне — Кодекс Бустаманте  1928 г. (участники — государства Центральной  и Южной Америки ). Кодекс Бустаманте — это полномасштабная кодификация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами всех государств-участников. В 60-х гг. XX в. был создан Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте — универсальная межправительственная международная организация, членами которой являются государства разных регионов (Польша, Австрия , Египет  и др.).

Международные обычаи  отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Такие документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.

Обычай  — это всеобщая практика, признанная в качестве правовой нормы. Для того, чтобы практика приобрела характер обычной нормы права, необходимы длительность, регулярность, устойчивость и повторяемость ее применения.

Следует отметить, что обычай не только самый  древний, но и самый гибкий, и, следовательно, современный источник МЧП.

В международном  частном праве наиболее важную роль играют международные торговые обычаи, обычаи делового оборота и обычаи торгового мореплавания. Международной  торговой палатой в Париже  произведено несколько частных неофициальных кодификаций международных обычаев: Варшавско-Оксфордские правила по сделкам на условиях СИФ , Йорк-Антверпенские правила об общей аварии  (последняя редакция — 2004 г.), Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) , Унифицированные правила по документарным аккредитивам и инкассо  и др. Все эти акты не имеют нормативного характера, но являются источником права. Международный обычай признается как источник права в российском законодательстве — ст. 5 и п. 6 ст. 1211 ГК РФ .

Судебная и арбитражная практика. Во многих государствах судебная и арбитражная практика в качестве источника МЧП играет более важную роль, чем национальное законодательство и международное право (Франция, Великобритания, США). Под судебной  и арбитражной практикой, выступающей источником права, понимают решения судов, которые имеют правотворческий характер, — формулируют новые нормы права. Правотворческая роль судов и арбитражей заключается не в создании новых норм права — суды не имеют законотворческих полномочий и не могут «творить» право. Суды только выявляют действующее (позитивное) право и формулируют его как систему юридически обязательных предписаний.

Правотворческая деятельность судов в большой  степени зависит от судейского усмотрения, которое имеет решающее значение при выявлении сложившихся правил поведения, уже признанных общественным сознанием в качестве обязательных предписаний. Судейское усмотрение играет решающую роль при толковании, определении и применении правовых норм. В международном частном праве принцип свободы судейского усмотрения имеет особое значение: восполнение пробелов в правовом регулировании частных отношений с иностранным элементом, квалификация юридических понятий, установление «подразумеваемой» воли сторон, определение закона «существа отношения», установления критерия наиболее тесной связи, — все это прямые обязанности судов.

Судебный прецедент  — это решение вышестоящего суда, имеющее императивное, решающее значение для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.

В российском законодательстве судебная и арбитражная  практика формально юридически не считается  источником права. Отечественный законодатель расценивает ее в качестве основного  средства для толкования, определения  и применения правовых норм. На практике российские суды и арбитражи играют точно такую же роль по выявлению  действующего права и его формулированию, как и суды тех государств, в  которых судебная практика признана официальным источником права. Значение источника права имеют в первую очередь разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Формально юридически эти разъяснения  имеют рекомендательный характер, но на практике противоречащее им решение  нижестоящих судов не вступает в  законную силу. Фактически судебная и арбитражная практика давно стала самостоятельным источником российского МЧП.

Доктрина права  — это высказывания ученых, признанные на официальном государственном или международном уровне. Российский законодатель учитывает доктрину как источник МЧП в других государствах (ст. 1191 ГК РФ, ст. 14 АПК РФ ), но не считает разработки российских ученых даже вспомогательным источником права.

В настоящее  время доктрина МЧП широко используется в целях его унификации и гармонизации. Разработки УНИДРУА, Гаагских конференций по МЧП  и Комиссии международного права лежат в основе многих международных соглашений и применяются большинством национальных законодателей для усовершенствования МЧП. С 1992 г. Гаагские конференции изучают возможность разработки универсальной конвенции о признании и исполнении судебных решений, предусматривающей непосредственное разграничение компетенции национальных судебных органов. Проект этой конвенции был выработан в 1999 г. и одобрен на XIX сессии Гаагских конференций.

Оценка  доктрины в качестве самостоятельного источника МЧП связана с различным  регулированием одних и тех же отношений в законодательстве разных государств и необходимостью унификации такого регулирования; с наличием в  МЧП огромного количества пробелов — намного большего, чем в других отраслях права. Основная функция доктрины как источника МЧП — максимальное восполнение этих пробелов на уровне научных разработок.

       

      4. Для современного этапа развития МЧП особое значение имеют международные соглашения, и прежде всего многосторонние конвенции, содержащие унифицированные (т.е. единые, единообразные) правовые нормы. В подготовке соглашений важную роль играют международные организации, занимающиеся разработкой проектов таких соглашений.

Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по МЧП.  В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении РФ в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.

      Наиболее значительными из документов, принятых на сессиях конференции начиная с 50-х гг., являются конвенции в области гражданского процесса. К ним относятся: Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.

К области  семейного права относятся более  трети Гаагских конвенций. Это —Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.;Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; Конвенция о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.

Информация о работе Источники международного частного права