"История
международного права".
- Международное право в древности.
Международное
право стало складываться и развиваться
вместе с возникновением государств
и зарождением системы отношений
между ними. Связи между древними
государствами в значительной мере
испытывали на себе влияние их общественно-экономической
основы — рабовладения. О систематических
международных отношениях рабовладельческих
государств можно говорить применительно
к концу III—началу II тысячелетия
до н. э.
Особенностью этих отношений
был их очаговый характер, т.
е. первоначально международные
отношения и регулирующие их
нормы развивались в тех районах
земного шара, где зарождалась
цивилизация и возникали центры
международной жизни государств.
Это, в первую очередь, долины
Тигра и Евфрата, Нила, районы
Китая и Индии, Эгейского и
Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся
между государствами в этих
районах, первоначально имели
религиозный и обычно-правовой
характер. Эти особенности нашли
отражение в зарождавшихся институтах
международного права, касавшихся
законов и обычаев войны; заключения,
действия, обеспечения и прекращения
международных договоров; обмена
посла¬ми; установления правового
режима иностранцев; образования
межгосударственных союзов.
Законы и обычаи войны (ее
объявление, правила ведения, отношение
воюющих к побежденным и их
имуществу) формировались под
влиянием ничем не ограниченного
произвола сильного: считалось, что
проигравшие войну попадали в
полную зависимость от победителя.
Последний обращал в рабство
побежденных, захватывал их имущество,
убивал тех, кого не хотел
уводить в плен, накладывал на
мирное население дань или
контрибуцию. Обычной нормой у
хеттов и ассирийцев было насильственное
переселение побежденных народов,
массовое убийство мирного населения,
разграбление покоренных населенных
пунктов. Обычными были и нормы
о нейтралитете во время войны,
например, в Древней Греции. Что
касается религиозной окраски
права войны, то, например, в Древнем
Риме ведение войны считалось
справедливым делом, так как
служило на пользу Рима и
поэтому было угодно богам.
В связи с этим тщательно
разработанная в Риме процедура
объявления войны основывалась
на обращении к богам в качестве
свидетелей открытия военных
действий.
Религиозный характер имел зарождавшийся
институт права международных
договоров. Его важным элементом
была религиозная клятва. Она
включала торжественное обещание,
священный обет соблюдать договор
и призыв к божеству вмешаться
в случае его нарушения. Считалось,
что боги как бы незримо
присутствовали при заключении
договоров и становились их
участниками, и это должно было
содействовать выполнению соглашения.
Нарушение договора рассматривалось
как клятвопреступление. Помимо
клятвы заключение договора сопровождалось
обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались
также обменом заложников.
Практика выработала определенные
типы договоров: о мире, союзные;
о взаимной помощи; границах; арбитраже,
торговле; о праве вступать в
брак с иностранцами; о нейтралитете
и др. Договорная практика древних
государств способствовала формированию
правила pacta sunt servanda — договоры
должны соблюдаться.
Для решения внешнеполитических
задач стали направляться послы
и даже учреждаться посольства.
Послы пользовались покровительством
фараонов и царей и в период
выполнения своей миссии рассматривались
в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев
в определенной мере складывалась
под влиянием обязательств, вытекающих
из между¬народных договоров.
Так, в отношениях между древнегреческими
городами на взаимных началах
стал утверждаться институт проксении
— защиты интересов иностранца
специально уполномоченными на
то лицами. Проксены пользовались
рядом прав, в частности, им
предоставлялась неприкосновенность,
безопасность и защита имущества
во время воины. Так начинает
складываться право защиты иностранцев.
В древнем мире существовала
практика создания различного
рода лиг (Китай), союзов (Греция).
Например, союзы греческих государств
возникали на основе как общеэллинских
религиозных праздников, так и
потребностей военно-политического
сотрудничества. Чаще всего их
члены в международно-правовых
отношениях оставались самостоятельными
сторона¬ми. Более развитой формой
союза государств были симмахии,
близкие к союзному государству
и создававшиеся в основном для решения
военных задач. Они нередко самостоятельно
заключали международные договоры (Беотийский
союз). Симмахии также играли роль третейского
суда и рассматривали споры между государствами,
входившими в такой союз.
Что касается режима отдельных
территорий и пространств, то
в древнем мире нередко практиковались
нейтрализация и демилитаризация
территорий, в первую очередь
принадлежавших храмам. В ряде
международных договоров греческих
государств устанавливалась свобода
плавания в открытом море. Вместе
с тем не допускался заход
в порты прибрежного государства
без согласия последнего. В практике
государств Древнего Китая не
разрешалось одностороннее изменение
русла рек как имеющих большое
хозяйственное значение для всех
государств, по территории которых
реки протекали.
В целом следует подчеркнуть,
что немалое влияние на содержание
международно-правовых норм древнего
мира оказала система регулирования
международных отношений Римской
империи с иностранными государствами,
а также с подвластными ей
провинциями. Эта система получила
название "право народов". Последнее
представляло сочетание норм
гражданско-правового характера
и международно-правовых норм. Так,
защита собственности в гражданских
отношениях подкреплялась международными
нормами о возмещении военного
ущерба.
- Международное право в средние века (с V в. До Вестфальского мира 1648 г.).
В
476 году пала Западная Римская империя.
Ей на смену пришли европейские государства.
Первые из них стали возникать
еще до падения Рима.Процесс становления
европейских государств завершился
к IX веку и сменился периодом феодальной
раздробленности, который продолжался
вплоть до появления абсолютистских
монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских
государств, на территории Римской
империи на Ближнем и Среднем
Востоке возник Арабский халифат.Несмотря
на то что Средние века характеризуются
ведением государствами постоянных
войн, развитие государственности, необходимость
вступать в разнообразные международные
отношения, прежде всего в мирные
и торговые, вели к появлению отдельных
институтов международного права. Большую
роль на Европейском континенте играло
христианство. В сущности, христианство
выступило духовной объединяющей силой
европейских государств. Оно оказывало
смягчающее влияние на суровые международные
отношения того периода, ограничивало
царящий в те времена произвол.
На католических церковных соборах
решались не только церковные дела,
но и вопросы, относящиеся к международному
праву.С XII века начинается рецепция римского
права, в связи с чем на международные
позиции государств наравне с
Библией и церковными актами стало
оказывать влияние и римское
право. Именно римское право обусловило
развитие ряда институтов международного
права, касающихся, например, способов
приобретения территории, международных
договоров. Поскольку римское право
в основном было гражданским, то и
развивающиеся под влиянием римского
права международно-правовые институты
приобретали цивилистическую окраску.
С
XIII века в купеческих колониях итальянских
городов-республик появляются консулы,
основной функцией которых было разрешение
споров, между согражданами и защита
их интересов в иностранных государствах,
на территории которых они находились.Иностранцы
находились в бесправном положении.
Любой иностранец, оказавшийся на
территории какого-либо феодала без
специального разрешения или проживший
там больше года, превращался в
крепостного, а имущество переходило
в собственность феодала. В это
же время получило большое распространение
береговое право, согласно которому
люди, потерпевшие кораблекрушение,
и их имущество попадали под власть
феодала, в чьих владениях находился
берег. В целях защиты прав иностранцев
в международные договоры стали
включаться соответствующие положения.
Великие
географические открытия в XV и XVI веках
обусловили притязания таких могущественных
в те времена морских держав, как
Испания и Португалия, на обширные
морские пространства. Чтобы предотвратить
военные столкновения, сначала Папа
римский Александр VI в 1493 году утвердил
раздел Атлантического океана между
Испанией и Португалией, а затем
эти государства заключили в 1494
и 1529 годах договоры о разделе
между собой земель, которые омывались
водами Атлантического, Тихого и Индийского
океанов, а также пространства этих
океанов.
Однако
с этим не могли смириться другие
государства. В конце XVI века и в
начале XVII века Англия, а также Нидерланды
выступили за свободу открытого
моря. Теоретическое обоснование принципа
свободы открытого моря дал Г. Гроций в
опубликованной в 1609 году работе «Свободное
море». Он также обосновал право государств
на прибрежные воды, то есть на территориальное
море. Иными словами, в международном праве
стали появляться нормы, призванные регулировать
отношения государств в связи с использованием
Мирового океана. Эти нормы касались не
только правового режима судов в таких
пространствах, как территориальное море
и открытое море, но и в портах. На становление
правового режима портов оказали большое
влияние сборники морских обычаев, такие
как Родосское право, Олеронские свитки,
Консолато дель маре, Вис-бийские законы
и др.
В
Средние века война считалась
естественным состоянием, и средства
и способы ее ведения ничем
не ограничивались. Имущество неприятеля
в случае его поражения доставалось
победителю. Захваченные города и
поселения подвергались разграблению.
Однако существовали определенные обычаи,
которые в той или иной степени
соблюдались государствами. В частности,
государства прибегали к обоснованию
начала войны. Кроме того, началу войны
предшествовало ее официальное объявление.
Постепенно войны стали подразделять
на законные и незаконные. Законная
война должна была быть обязательно
объявлена.
Развитие
морской торговли обусловило появление
специальных норм, касающихся ведения
морских войн. В частности, в XIII—
XIV веках возникает институт каперства.
Капер — любой частный судовладелец,
получивший от государства каперское
свидетельство на захват неприятельских
судов и находящегося на них имущества.
Захваченные суда и имущество
получили наименование приза.
В
Средние века получают дальнейшее развитие
такие мирные способы разрешения
международных споров, как посредничество
и арбитраж. Заключаются специальные
договоры об арбитражном разбирательстве.
Необходимо
отметить, что в XVI столетии появляется
понятие суверенитета. Это понятие
было выдвинуто и научно обосновано
французским ученым Ж. Боденом (1530-1596
гг.) в его произведении «Шесть книг
о республике», вышедшем в 1576 году. Под
суверенитетом понималась абсолютная
и постоянная власть монарха. Она
проявляется: в издании законов,
которые распространяют свое действие
на все лица и учреждения государства;
в решении вопросов войны и
мира; в назначении должностных лиц;
в действии в качестве высшего
суда; в помиловании. В XVII веке понятие
суверенитета было воспринято международным
правом, и с тех пор суверенитет
признается необходимым юридическим
свойством государства.
В
конце рассматриваемого исторического
периода появляется первое систематизированное
произведение, в котором исследованы
все основные вопросы международного
права. Это труд Гуго Гроция (1583-1654 гг.)
«О праве войны и мира. Три книги»,
вышедший в 1625 году. Его влияние на
развитие как науки международного
права, так и самого международного
права весьма велико. Г. Гроций понимал
международное право как право,
основанное на соглашении государств
(на договоре или обычае). В то же
время он считал, что источниками
международного права являются природа
либо божественные законы. Иными словами,
Г. Гроций различал естественное право
и позитивное (положительное) право.
Эти
взгляды впоследствии обусловили появление
в юридических науках двух направлений
— естественного права и позитивного
права.
- Международное право в период с 1648 до 1815 г.
1648
год знаменуется заключением
Вестфальского мира, завершившего
Тридцатилетнюю войну в Европе
(1618-1648 гг.), вызванную прежде всего
религиозными причинами.
Вестфальский
договор — это два связанных
между собой подписанных 24 октября
1648 г. договора: Оснабрюкский и Мюнстерский.
Первый подписали император Священной
Римской империи с союзниками
с одной стороны и Швеция с
союзниками — с другой. Мюнстерский
договор подписали император
Священной Римской империи и
Франция с союзниками. Со стороны
Швеции гарантом Вестфальского мира
выступил великий князь Московский.
Этот
договор разрешил ряд международно-правовых
вопросов, что оказало существенное
влияние на последующее развитие
международного права и на историю
европейских государств. Им впервые
была установлена система политического
равновесия, сущность которой заключалась
в том, что созданная договором
общность европейских государств считалась
неизменной и против государства
— нарушителя договорных положений
могла вестись справедливая война.
Договор
признал равенство вероисповеданий
— католического и протестантского.
Кроме того, был подтвержден Аугсбургский
договор 1555 года, в соответствии с
которым религия монарха определяла
религию его подданных.Все государства
не только считались равноправными,
но и обладающими правом на территорию
и верховенством, то есть признавался
суверенитет государства на его
территорию. Были признаны в качестве
независимых государств Швейцария
и Нидерланды. Германские государства
(в количестве 355) получили независимость,
но с одним условием: они не имели
права заключать договоры, которые
могли бы нанести ущерб интересам
других германских государств.