Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 00:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой в том, что в настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Республика Беларусь. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. В соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Республике Беларусь и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Введение.......................................................................................................................3
1. Правовое регулирование отношений, связанных с заключением брака с иностранными гражданами........................................................................................6
2. Правовая регламентация расторжения брака с иностранными гражданами.. 11
3. Юридические аспекты заключения и расторжения брака с иностранным гражданином за рубежом..........................................................................................15
3.1. Выезд за границу с целью заключения брака..................................................15
3.2. Брачный договор................................................................................................ 18
3.3. Права гражданина Беларуси в случае расторжения брака.............................21
Заключение.................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26
Как и при расторжении брака между белорусскими гражданами, при приеме искового заявления о расторжении брака гражданина Республики Беларусь с иностранным гражданином суд должен предоставить супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения о совместных несовершеннолетних детях и разделе имущества. В отдельных случаях, предусмотренных статьей 37 КоБС, брак может быть расторгнут без предоставления срока на примирение (к примеру, признание супруга безвестно отсутствующим, осуждение к лишению свободы на срок не менее трех лет) [3, c. 15].
Белорусское законодательство не содержит каких-либо специальных норм, которые бы строго предусматривали определенные поводы и основания для развода. Брак расторгается по истечении трехмесячного срока, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
В
целях обеспечения прав и законных
интересов своих
3. Юридические аспекты
заключения и расторжения
брака с иностранным
гражданином за рубежом
3.1.
Выезд за границу с целью
заключения брака
Для выезда за границу с целью заключения брака гражданину необходимо получить соответствующую визу (визу невесты, визу для воссоединения с семьей и т.д.). Конкретный перечень документов, необходимый для получения такой визы необходимо уточнять в соответствующем посольстве.
При сборе документов на территории Беларуси необходимо учитывать следующие моменты. Документы белорусскими государственными органами выдаются на русском или белорусском языке.
При предоставлении документов в посольство такие документы должны быть легализованы в соответствующем порядке. В случае если Беларусь заключила соглашение о правовой помощи с иностранным государством, в которое гражданин планирует выехать для заключения брака, то документы, скрепленные гербовой печатью, выданные компетентным органом легализовывать каким-либо образом не нужно. Беларусь заключила договоры о правовой помощи с Азербайджаном, Арменией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Казахстаном, Китаем, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной и пр.
В
случае если гражданин планирует
выезжать в страну, с которой у
Беларуси нет соответствующей
Проставлять апостиль имеют право следующие государственные органы:
• Министерство юстиции – только на документах, исходящих из учреждений юстиции и судов (в том числе нотариата);
• Министерство образования – на документах, исходящих из подведомственных учебных заведений;
• Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции – на документах, исходящих из республиканских архивных учреждений;
• Министерство иностранных дел – на всех иных видах документов, в том числе свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния (свидетельствах о браке, рождении), справках, выданных отделами ЗАГС районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.
Процедура легализации является более сложной и подразумевает участие как ведомств Беларуси, так и дипломатических представительств страны назначения документа.
Для получения соответствующей визы и регистрации брака за рубежом могут понадобиться справки из органов, регистрирующих акты гражданского состояния, заверения, удостоверенные нотариусами, а также иные документы. Перечень документов зависит от условий заключения брака и препятствий к этому. Так, в Беларуси условиями заключения брака являются взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных Кодексом о браке и семье. При этом в Беларуси не допускается заключение брака:
а) между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;
б)между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;
в) между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия [14, c. 254].
Сокрытие лицом, вступающим в брак, таких обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.
Срок действия большинства справок, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния, составляет 6 месяцев.
При обращении к нотариусу за свидетельствованием:
• верности копий документов и выписок из них;
• верности перевода документов с одного языка на другой;
• подлинности подписи на документах, гражданину необходимо обращать внимание на следующее. Нотариус совершает нотариальные действия при наличии всех сведений и (или) документов, необходимых для совершения таких действий, явки заинтересованных лиц, а также лиц, согласие (отказ) которых в соответствии с белорусским законодательством необходимо для совершения нотариального действия, оплаты государственной пошлины и других необходимых платежей, предусмотренных законодательством, в день обращения лица за совершением этих действий. Для выполнения большого объема работы, необходимой при совершении нотариальных действий, данный срок продлевается до трех дней.
До совершения того или иного нотариального действия гражданин может проконсультироваться с нотариусом на предмет необходимого пакета документов и необходимости присутствия тех или иных лиц [13, c. 234].
После того, как все документы собраны, гражданин получил визу, уехал и зарегистрировал брак на территории иностранного государства, получил вид на жительство (разрешение на постоянное проживание) в другом государстве, гражданину необходимо будет обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Беларуси за оформлением постоянного проживания за пределами Беларуси. Постоянное проживание за пределами Беларуси оформляется путем выдачи паспорта для постоянного проживания за пределами Беларуси (паспорт серии РР) и постановки на консульский учет граждан.
Заключение или расторжение брака гражданином Беларуси с гражданином другого государства само по себе не влечет приобретения супругами гражданства Беларуси или его прекращения. Если гражданин получил гражданство другого государства и хочет прекратить белорусское гражданство, ему необходимо будет обратиться с заявлением на имя Президента Республики Беларусь в органы дипломатической службы.
Однако
законодательством не установлено
требование о том, что в случае
получения гражданства другого
государства белорусский гражданин
обязан выйти из белорусского гражданства.
Законодательством предусмотрено только
то, что за лицом, являющимся белорусским
гражданином, не признается принадлежность
к гражданству иностранного государства,
если иное не предусмотрено международными
договорами.
3.2. Заключение
брачного договора
Целью
заключения брачного договора является
урегулирование имущественных и
неимущественных прав и обязанностей
супругов (будущих супругов). Причем
основными объектами
Согласно нормам белорусского законодательства право на заключение брачного договора предоставлено лицам, вступающим в брак, т.е. лицам, намерение которых заключить брак имеет явно выраженный характер. Это могут быть как лица, уже подавшие совместное заявление о желании заключить брак в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, так и лица, только намеревающиеся заключить брак. При этом брачный договор, заключенный между лицами, вступающими в брак, вступает в силу со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Законодательство иностранного государства может предусматривать иные требования и устанавливать, что брачный договор может быть заключен только после регистрации брака [12, c. 145].
В отношении формы брачного договора необходимо отметить следующее. Согласно белорусскому законодательству брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Если супруги заключают брачный договор за пределами Беларуси, то форма брачного договора подчиняется праву места его совершения, поэтому рекомендуется уточнять требования иностранного законодательства к форме брачного договора. Брачный договор, совершенный за границей, не может быть признан в Беларуси недействительным вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования белорусского права.
Брачный договор не должен нарушать права и законные интересы других лиц. В брачном договоре стороны по своему усмотрению могут прийти к соглашению о:
• совместном имуществе и имуществе каждого из супругов;
• порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака;
• материальных обязательствах по отношению друг к другу в случае расторжения брака;
• формах, методах и средствах воспитания детей;
• месте проживания детей, размере алиментов на них, порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя, а также другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака [7, c. 395].
В брачном договоре могут быть урегулированы и другие вопросы взаимоотношений между супругами, если это не противоречит законодательству. При заключении брачного договора на территории иностранного государства рекомендуется уточнять специфику и перечень вопросов, которые могут регулироваться таким договором. Так, например, брачный договор может не урегулировать права и обязанности супругов по отношению к детям и поэтому необходимо заключать отдельное соглашение о детях.
При этом в любом случае брачный договор не может содержать положения, которые предусматривают отчуждение либо ограничение неотчуждаемых прав и свобод человека, статус которых определен Конституцией и иными законами. В случае если дело о расторжении брака будет рассматриваться белорусским судом, то такие положения будут признаны недействительными.
По белорусскому законодательству лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить брачный договор в любое время и в определенном ими объеме соглашений. Лица, вступающие в брак, либо уже супруги до расторжения брака по взаимному согласию могут внести в любое время изменения дополнения в брачный договор, удостоверив их нотариально. В связи с этим рекомендуем уточнять возможность и порядок внесения изменений в брачный договор, заключенный на территории иностранного государства [5, c. 337].