Конституционные основы защиты
трудовых и социальных прав
Конституция Российской
Федерации закрепляет широкий
перечень основных прав и свобод
человека и гражданина, признание,
соблюдение и защита которых
является обязанностью государства.
В их число входят также
и важнейшие права в сфере
труда и социального обеспечения,
а именно:
- свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3);
- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3);
- право на защиту от безработицы (статья 37, часть 3);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку (статья 37, часть 4);
- право каждого на отдых, которое гарантируется всем работающим по трудовому договору установлением федеральным законом продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, ежегодного оплачиваемого отпуска (статья 37, часть 5);
- право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (статья 30, часть 1);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом (статья 39, часть 1).
Указанные права статья 2
Кодекса законов о труде Российской
Федерации относит к основным
трудовым правам работников. Закрепление
этих прав на конституционном уровне
является свидетельством не только их
значимости, но и дает возможность
защищать такие права посредством
конституционного правосудия, обеспечивающего
защиту прав и свобод граждан от неконституционных
законов.
Такая защита осуществляется
Конституционным Судом как в процедуре
так называемого абстрактного нормоконтроля
- при проверке конституционности законов
и некоторых других нормативных актов,
регулирующих права граждан, по запросам
Президента Российской Федерации, палат
парламента или 1/5 депутатов каждой палаты,
Правительства, Верховного Суда и Высшего
арбитражного Суда, органов законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, так и при рассмотрении жалоб
граждан, их объединений на нарушение
прав и свобод законом, примененным или
подлежащем применению в их конкретном
деле, а также по запросам судов, которые
обнаруживают неконституционность закона
в ходе разрешения конкретных гражданских,
административных и уголовных дел.
Вышеперечисленные права
относятся к категории экономических
и социальных прав (часто их называют правами
"второго поколения"), которые обеспечивают
свободу человека в экономической и социальной
сферах и дают ему возможность защитить
свои жизненные интересы. Эти права имеют
особый характер. Их отличие от классических
прав (личных и политических) заключается
прежде всего в степени гарантированности
и специфическом механизме правовой защиты.
Прямое действие экономических и социальных
прав зачастую объективно оказывается
весьма относительным, поскольку для реализации
гражданином таких прав недостаточно
только одного их конституционного закрепления.
Может ли, например, суд общей юрисдикции
удовлетворить требование гражданина
о назначении ему пособия в связи с болезнью,
основываясь исключительно на положении
части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации о праве каждого на социальное
обеспечение в случае болезни? Очевидно,
что нет. Условия возникновения у определенного
лица права на получение такого пособия,
его размер, порядок предоставления и
т.п., то есть конкретное содержание субъективного
права определяется законодателем. Следовательно
возможности защиты такого рода прав в
значительной мере зависят от того как
регулируется (конкретизируется) содержание
этих прав в отраслевом законодательстве.
Кроме того осуществление
гражданами многих экономических
и социальных прав невозможно
без соответствующих финансовых
затрат со стороны государства.
Поэтому определение законодателем
конкретного содержания этих
прав, его наполнение зависит
от материальные возможности государства
обеспечить их осуществление в полном
объеме, от наличие у государства необходимых
финансовых ресурсов.
Вместе с тем закрепление
на конституционном уровне экономических
и социальных прав и свобод
обязывает государство делать
все необходимое для того, чтобы
эти права не были лишь пустой
декларацией. В Международном
пакте об экономических, социальных
и культурных правах подчеркивается
обязанность каждого государства,
участвующего в Пакте, принять
в максимальных пределах имеющихся
ресурсов меры к тому, чтобы
обеспечить полное осуществление
признаваемых в Пакте прав
всеми надлежащими способами,
включая и принятие соответствующих
законодательных актов.
Обеспечивая защиту
от неконституционных законов
в сфере труда и социального
обеспечения, Конституционный Суд
при вынесении решений основывается
не только на положения тех
статей Конституции Российской
Федерации, в которых закрепляются
основные трудовые и социальные
права, но и на иных конституционных
нормах и принципах и, в первую
очередь, учитывает:
- положение статьи 1 о том, что Российская Федерация является правовым государством, что предполагает обеспечение господства права и правовых законов, равной для всех свободы, формального (правового) равенства, гарантированность государством прав и свобод человека и гражданина;
- положение статьи 2 о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы;
- положения статьи 7, устанавливающие, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляющие основные направления деятельности государства в социальной сфере, по социальной защите граждан, нуждающихся в поддержке общества и государства;
- положения статьи 15 о приоритете правил международных договоров Российской Федерации в случае их расхождения с нормами национального законодательства и статьи 17 о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Следует подчеркнуть, что почти во всех своих решениях по данной категории дел Суд обращался к нормам международного права и при этом чаще всего в своей аргументации Суд ссылался на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенций МОТ , ратифицированных нашим государством;
- положение статьи 18 о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
- положения статьи 19 о равенстве всех перед законом и судом и о равенстве прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, запрете дискриминации по каким-либо основаниям;
- положения статьи 45, предусматривающие, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также статьи 46 о гарантиях судебной защиты прав и свобод;
- положения статьи 55, в соответствии с которыми в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничения прав и свобод могут устанавливаться лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Практика Конституционного
Суда Российской Федерации по защите
прав и свобод в сфере труда
и социального обеспечения уже
достаточно обширна. Судом рассмотрен
ряд дел, связанных, в частности,
с защитой от дискриминации в
трудовых отношениях во возрастному признаку,
обеспечением доступа к правосудию при
разрешении трудовых споров, необоснованными
запретами проведения забастовок для
отдельных категорий работников при коллективных
трудовых конфликтах, ограничением права
на социальное обеспечение в случае болезни
в период безработицы, лишением пенсий
граждан, осужденных к лишению свободы
по приговору суда, а также граждан, выехавших
на постоянное жительство за пределы Российской
Федерации. Анализ принятых решений позволяет
делать некоторые обобщения правовых
позиций Суда о содержании конкретных
трудовых и социальных прав, закрепленных
в Конституции, о степени свободы законодателя
в регламентации этих прав, о возможностях
и пределах защиты отдельных прав и свобод
в области труда и социального обеспечения
посредством конституционного судопроизводства,
а также о влиянии решений Конституционного
Суда на развитие законодательства в этой
сфере.
Мне хотелось бы
проиллюстрировать сказанное некоторыми
примерами из практики Конституционного
Суда, рассказать о конкретных
делах, рассмотренных Судом и
связанных с защитой трудовых
и социальных прав.
В 1995 году в Конституционный
Суд обратились несколько граждан,
осужденных к лишению свободы
и находящихся в исправительно-трудовых
учреждениях, с жалобами на
нарушение их права на социальное
обеспечение, гарантированного статьей
39 Конституции Российской Федерации, положением
статьи 124 Закона РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР". Этой статьей предусматривалось,
что за время лишения пенсионера свободы
по приговору суда выплата назначенной
ему пенсии приостанавливается. На основании
данной нормы заявителям в связи с осуждением
к лишению свободы была приостановлена
выплата пенсий по старости и по инвалидности,
наступившей вследствие военной травмы,
полученной в период прохождения военной
службы. Надо сказать, что норма о приостановлении
выплаты пенсии в подобных случаях была
установлена достаточно давно и применялась
в течение многих лет. Обосновывалось
существование такого правила тем, что
осужденные находятся на полном государственном
обеспечении - их кормят, одевают, лечат,
обеспечивают работой и потому государство
вправе решать следует ли им в этот период
еще и платить пенсию, тем более, что эти
люди совершили преступление и следовательно,
сами поставили себя в такие условия.
При рассмотрении любого
дела Конституционный Суд должен
сначала выявить содержание оспариваемой
нормы, принимая во внимание
не только ее буквальный смысл,
но и смысл, придаваемый ей
официальным или иным толкованием,
а также сложившейся правоприменительной
практикой. Толкование статьи 124
Закона "О государственных пенсиях
в РСФСР" и практика ее
применения свидетельствовали , что
фактически речь шла о прекращении как
начисления, так и выплаты пенсии, которую
пенсионер получал до осуждения. Подобное
приостановление выплаты пенсии по своей
сути и правовым последствиям было равнозначно
лишению пенсии на определенный период
в связи с лишением пенсионера свободы
по приговору суда и нахождением его в
исправительно-трудовом учреждении.
Конституционный Суд
признал данное положение пенсионного
закона о приостановлении выплаты
трудовых пенсий за время лишения
свободы не соответствующим Конституции
Российской Федерации . Принимая такое
решение Суд исходил прежде всего из правовой
природы и сущности трудовых пенсий.
Действующая в Российской
Федерации система пенсионного
обеспечения построена таким
образом, что права гражданина
в области пенсионного обеспечения
производны от его трудовой
или иной общественно полезной
деятельности. Именно труд и его
оценка обществом предопределяет
различия в условиях и нормах
пенсионного обеспечения. Это
находит свое отражение и в
делении пенсий на два вида:
трудовые пенсии (по старости, по
инвалидности, по случаю потери
кормильца, за выслугу лет)
и социальные пенсии, назначаемые
престарелым и нетрудоспособным
гражданам при отсутствии у
них права на трудовую пенсию
с целью предоставить им минимальный
источник средств к существованию.
Пенсии, назначаемые в
связи с трудовой или иной
деятельностью, которую законодатель
признает общественно полезной,
заработаны, заслужены предшествующим
трудом, службой, выполнением определенных,
значимых для общества обязанностей.
Этим предопределяются содержание
и характер обязанностей государства
по отношению к гражданам, имеющим
право на получение таких пенсий.
Лишение пенсионеров
в период нахождения его в
местах лишения свободы трудовой
пенсии путем приостановления
ее выплаты Суд расценил как
ограничение конституционного права
на социальное обеспечение, которое
включает и право гражданина
на получение пенсии в определенных
законом случаях и размерах. Такое
ограничение согласно статье 55 (часть
3) Конституции Российской Федерации
может быть установлено законодателем
только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Однако
этим требованиям данное ограничение
не отвечает.