Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:49, контрольная работа
Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Введение
1. Сущность и содержание императивных и диспозитивных норм в
международном праве (на примере СССР и РФ)
2. Участие стран СНГ в региональной системе коллективной безопасности
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание императивных и диспозитивных норм в
международном праве (на примере СССР и РФ)
2. Участие стран СНГ
в региональной системе
Заключение
Библиографический список
Введение
Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Если же понятие «международное право» толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс.
Международное право - результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.
Наука международного права зародилась в период средневековья. В ее развитие внесли свой вклад мыслители многих государств, включая Россию. Особенно большое значение российская наука международного права имела в конце XIX - начале XX столетия.
1. Сущность
и содержание императивных и
диспозитивных норм в
Большинство авторов рассматривают международное право как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами.
Так как международное право - это совокупность и система норм, то необходимо установить, что именно означают термины «норма права» вообще и «норма международного права» в частности.
Норма права представляет собой юридически обязательное правило поведения предусмотренных ею адресатов, поведение которых она регулирует и которые именуются субъектами права. Юридическая обязательность нормы права состоит в том, что предписываемое ею поведение субъекта права обеспечивается в случае необходимости принуждением.
Нормы международного права
соответственно являются юридически обязательными
правилами поведения
Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, а обыкновения, или нормы международной вежливости, являются не юридически обязательными. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечет.
Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.
Нормы международного права устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются.
Нормы права (национального и международного) включают три элемента, имеют трехчленную структуру:
-гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения;
-диспозицию, излагающую это правило;
-санкцию, указывающую на те юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило.
В международном праве отдельно взятая норма содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую данное правило поведения, а юридический факт, вводящий в действие эту норму (гипотеза), излагается в другой норме данной системы (подсистемы) норм.
Что же касается санкций
международного права, то они предусматриваются
специальной системой (подсистемой)
норм о международной
Нормы международного права различаются по своим адресатам - субъектам, отношения между которыми они регулируют. Поэтому они структурно подразделяются на нормы общего международного права, устанавливаемые международным сообществом государств и адресованные всем субъектам или всем основным субъектам международного права - государствам, и нормы локальные, адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются. Конкретнее - это нормы двусторонних или многосторонних международных договоров.
В числе локальных норм можно выделить также нормы индивидуальные, определяющие поведение субъектов в конкретном, единичном случае.
Соотношение между нормами общего международного права и нормами локальными состоит в том, что последние не должны противоречить существу норм общего международного права, т.е. должны соответствовать им в своей основе.
Ядром общего международного права являются его основные нормы - принципы. Это подсистема исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, устанавливающих основные права и обязательства государств и тем самым определяющих сущностное содержание современного международного права и его целенаправленность.
Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:
1) согласование воль
субъектов международного
2) дача субъектами
международного права согласия
на юридическую обязательность
согласованных правил
Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах, имеющих характер общеобязательного права.
Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу, все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.
Выделение императивных норм явилось выдающимся событием в развитии современного международного права.
Международное право не содержит какого-либо перечня императивных норм. Но несомненно, что основные принципы современного общего международного права являются императивными нормами - принципами, иначе они утратили бы свое значение основополагающих норм.
Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:
1) согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;
2) согласование воль
этих субъектов относительно
придания данному правилу
3) дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.
Императивные нормы
международного права образуют каркас,
своего рода «конституцию» в международно-
Нормы международного договорного права и международный обычай продолжали действовать. Одни из них были подтверждены в Уставе ООН. Другие, в частности диспозитивные принципы «свободы договоров», были потеснены императивными нормами.
Подавляющее число норм общего международного права являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере отступать в своих локальных взаимоотношениях. Здесь имеются в виду двусторонние и многосторонние договоры, заключаемые государствами и международными организациями.
Вопрос о диспозитивных нормах общего международного права, к сожалению, практически не затрагивался в доктрине международного права, в том числе отечественной. Тем не менее следует, сказать следующее.
Во-первых, если не заключено локальное соглашение, так или иначе отклоняющееся от диспозитивной нормы общего международного права, то действует безусловно последняя.
Во-вторых, отклонения от императивных норм вообще не допускаются.
В-третьих, отклонение локальной нормы от диспозитивной нормы общего международного права является, допустимым, если локальная норма не становится несовместимой с существом и целью универсальной нормы.
Нормы международного права подлежат, толкованию. Для этого они должны быть выражены в письменной форме, что и имеет место в случае международного договора.
Субъектами толкования являются участники договора или в случае многосторонних договоров также договаривающиеся стороны и субъекты, участвовавшие в переговорах о заключении договора, т.е. в принятии его текста.
Основным правилом толкования договоров, согласно которому договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международно-правовых норм. Речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах.
Исчезновение с карты мира Союза ССР не лишает значения его международно-правовую практику. Практика СССР, представляет интерес для понимания существующего порядка вещей. Нельзя забывать, что современное международное право формировалось при его участии. Более того, без опоры на опыт прошлого нельзя определить пути в будущее. Во внешнеполитической концепции СССР было немало такого, что непосредственно относилось к будущему. Практика СССР не может не сказаться на практике государств - преемников и прежде всего государства - продолжателя - России.
В Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов республики в 1990г., было заявлено о «приверженности общепризнанным принципам международного права». Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантировались права и свободы, предусматриваемые общепризнанными нормами международного права. Следует отметить положение Декларации о том, что «государственный суверенитет провозглашается во имя высших целей», среди которых на первое место поставлено обеспечение неотъемлемых прав человека.
Характер взаимодействия России с внешним миром в немалой мере определяется неустойчивостью ее социально-политической системы и снижением экономического потенциала. В результате внешняя политика все в большей мере подчиняется решению внутренних задач, что ведет к снижению ее возможностей и влияния на мировую политику. Происходит своеобразная «национализация» внешней политики.
Определение оптимального соотношения внутренней и внешней политики служит одной из главных проблем для любого государства, но, как свидетельствует история России, для нее она имела особое значение.
Внешней политике России должен быть присущ интернационализм. Он был характерен для великодержавной российской внешней политики практически на протяжении всей истории страны, особенно после войн с наполеоновской Францией. Советский Союз стремился руководствоваться Мессианским пролетарским интернационализмом, подчиняя ему и свою внутреннюю политику.
На смену великодержавному и
пролетарскому
Внешнеполитический курс России определяется ее положением в сообществе государств, в котором ей принадлежит всеми признанный статус великой державы. Это обязывает ее добиваться уважения прав и законных интересов всех государств, а также международного сообщества в целом, вносить соответствующий вклад в поддержание мирового правопорядка.
Россия заняла положение СССР в мировой политической системе, с тем чтобы обеспечить ее стабильность. Это нашло выражение в признании за ней уникального статуса государства-продолжателя. При этом, нельзя не считаться со снижением ее потенциала, возможностей и влияния. В новых условиях изменяется соотношение факторов влияния этой великой державы на международную систему, снижается роль военной силы, возрастает значение морально-политического, а со временем и экономического влияния. Такое положение делает Россию особо заинтересованной в эффективности международного права.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"