Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:51, реферат
XX век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше время хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля.
Введение 3
Нормы международного права 4
Принципы международного права 9
Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России 10
Заключение 18
Литература 19
В
первом случае речь идет о нормах, которые
призваны регулировать отношения рекомендательным
способом, устанавливая желательную, целесообразную
модель поведения, но не обязывая следовать
ей. Во втором случае имеются в виду акты,
обладающие силой рекомендаций, например
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН,
которые могут содержать категорические
предписания, но не обладают юридической
силой.
Принципы международного права
Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы.
В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором международных отношений.
В многочисленных международных актах перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы:
- неприменение силы или угрозы силой;
- мирное разрешение споров;
- невмешательство;
- сотрудничество;
- равноправие и самоопределение народов;
- суверенное равенство государств;
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же касается принципа нерушимости границ, то он не получил универсального признания, а потому носит региональный характер.
Принципы
выполняют важные функции. Они определяют
основы взаимодействия субъектов специфическим
образом, закрепляя основные права
и обязанности государств. Принципы
выражают и охраняют комплекс общечеловеческих
ценностей, в основе которых лежат
такие важнейшие ценности, как
мир и сотрудничество, права человека.
Они служат идейной основой
Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России
Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом. "Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере"1.
Во
имя обеспечения единства международного
сообщества государства должны подчиняться
установленному ими порядку, который
является социально и политически
необходимым. Это касается деятельности
не только международной, но и внутригосударственной
в той мере, в которой она
затрагивает международные
"...Международное
право представляет собой
Под
влиянием международного права происходят
важные изменения во внутреннем праве.
Наиболее показательны в этом плане
нормы о правах человека, образующие
сердцевину конституций. Принимаются
законы, призванные обеспечить реализацию
международных норм. В качестве примера
можно назвать российские законы
о международных договорах, о
международных и
Рост влияния международного права на право государств породил тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.
Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.
В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.
"Общепризнанные
принципы и нормы
Международные
договоры Российской Федерации регулируют
отношения России с зарубежными
государствами и международными
организациями. Они заключаются
в соответствии с Конституцией и
федеральными законами от имени Российской
Федерации уполномоченными
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года , дано определение подобных договоров. Так, "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Россией и иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
"Взаимодействие международной и внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включая правосознание и организационно - правовые механизмы"4. Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.
Между тем современное общее, обычное право содержит все больше норм, имеющих прямое отношение к внутреннему праву. Достаточно напомнить об общепризнанных принципах и нормах о правах человека, которые обязательны для всех государств независимо от их участия в договорах о правах человека.
Общепризнанные
принципы представляют собой разновидность
норм международного права. Это его
универсальные нормы. Они, как и
иные общепризнанные нормы, имеют наиболее
общую форму выражения и
Высказывается мнение, будто преимущественной силой в правовой системе России обладают лишь договоры, а к общепризнанным принципам и нормам, существующим в форме обычая, это не относится.
С подобным мнением трудно согласиться. Правильнее иное понимание Конституции, что подтверждается и Конституционным Судом РФ.
"Общепризнанные
принципы и нормы
Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17).
В
случае расхождения закона и иного
нормативного акта с международным
договором, в котором участвует
Российская Федерация, или с общепризнанными
нормами международного права применяются
правила, установленные этими нормами
или договором. Согласно статье 46 Конституции
каждый вправе в соответствии с международным
договором Российской Федерации
обращаться в межгосударственные органы
по защите прав и свобод граждан, если
исчерпаны все имеющиеся
Международные договоры являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Осуществление международно-правовых обязательств принято связывать с термином "имплементация", которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. В то же время санкционирование внутригосударственным актом - Конституцией РФ - введения норм международного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует значения этих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в частности, в международных договорах Российской Федерации.
"Войдя
благодаря инкорпорации в
Таким образом, международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системы норм международного права. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируются в данном случае нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным договором государства.
В
то же время международное