Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Сегодня оружием торгуют все крупные страны. И пока руководители государств с трибун кричат о мире, за их спинами в горячие точки планеты поступают сотни тысяч единиц оружия. Но сегодня нет четкого международного законодательства, которое бы регулировало торговлю оружием. Поэтому страны-экспортеры могут без особых проблем поставлять смертоносные снаряды в горячие точки, оставаясь безнаказанными.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРУЖИЯ……………………………5
§1. Понятие оружия ……………………………………………………………...5
§2. Виды оружия………………………………………………………………….8
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ……………………………..15
§1. Структура мирового рынка вооружений…………………………………...15
§2. Место России в мировой торговле вооружений…………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
-
в страны, развитие военно-технического
сотрудничества (ВТС) с которыми
может вызвать санкции в
Строго говоря, серо-белый и бело-серый экспорт роднит с теневым только стремление экспортеров возможно дольше сохранять эти поставки в тайне. Такого рода передачи вооружений можно назвать полутеневыми.
Государства-нарушители имеют несколько путей обхода запретов и санкций. Во-первых, страны, которые обычно не экспортируют вооружения в определенные страны, например из-за нарушений там прав человека, все-таки могут экспортировать туда части, детали, из которых потом собирается оружие. Как отмечает Ребекка Питерс, директор организации «Международная сеть по борьбе с распространением стрелкового оружия», «это практически то же самое, как если бы вооружения экспортировались целиком».
Основным вопросом, который беспокоит государства – члены ООН, остается проблема незаконного и стремительного распространения огнестрельного оружия в мире. Речь идет об оружии индивидуального пользования (пистолеты, автоматы и т.д.).
Стрелковое оружие стало одной из главных проблем для международного сообщества и безопасности в мире в связи с его чрезмерным распространением во всех регионах земного шара. В локальных войнах и конфликтах такое оружие пользуется наибольшим спросом. Причина этой популярности заключается в следующем:
Следует заметить, что даже десятилетние дети используют это оружие в ходе боевых действий. Кстати, за последние 10 лет в ходе конфликтов с применением стрелкового оружия погибло 2 млн. детей; 5 млн. были покалечены и 12 млн. остались без жилья.14
Ни
один регион, ни одна страна мира не являются
застрахованными от разрушительных
последствий распространения
Примерно 50–60% мирового объема торговли стрелковым оружием является законным, но законно экспортированное оружие нередко попадает на черный рынок. Только в Афганистане насчитывается примерно 10 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения, в Западной Африке – примерно 7 млн единиц, а в Центральной Америке – около 2 млн. Значительная часть оружия, находящегося в обороте на мировом черном рынке, похищена или захвачена у государственных сил безопасности.15
Незаконная
торговля стрелковым оружием является
крупным и прибыльным бизнесом. Здесь
не платятся никакие налоги или пошлины,
а валовая прибыль является колоссальной.
Угрозу распространения оружия усиливает
и то, что растущее предложение
вызывает постоянное снижение цен на
вооружение. В некоторых районах
мира автомат АК-47 можно приобрести
за 20–30 долларов США, а то и за мешок
муки. Это оружие усиливает и увеличивает
размеры конфликтов, затягивая одновременно
сроки их действия. Затягивание вооруженных
конфликтов ведет за собой все
большую необходимость в
Вследствие легкой доступности и простоты в использовании стрелковое оружие выступало главным, если не единственным средством осуществления насилия почти во всех недавних конфликтах, с которыми сталкивалась Организация Объединенных Наций. В связи с большим количеством жертв от стрелкового оружия бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал его «оружием массового уничтожения». Несмотря на это, в отличие от ситуации с химическим, биологическим и ядерным оружием, до сих пор нет ни одного всемирно установленного режима по нераспространению стрелкового оружия в мире.16
В
2001 г. по проблеме незаконной торговли
стрелковым оружием и легкими
вооружениями во всех ее аспектах ООН
была организована специальная конференция.
Цель ее заключалась в расширении
и укреплении международных усилий
по предотвращению и искоренению
незаконной торговли оружием, усилении
международной координации по активизации
борьбы против криминальных торговцев
оружием, коррумпированных чиновников,
синдикатов, занимающихся незаконной
торговлей оружием. По результатам
проведения конференции была принята
Программа действий ООН по предотвращению
и искоренению незаконной торговли
стрелковым оружием и легким вооружением
во всех ее аспектах и борьбе с ней.
Эта Программа стала еще одним
из многих шагов на пути сдерживания
незаконной торговли оружием. Она включает
стратегии национального, регионального
и глобального уровней и
В
Программе действий особую роль в
решении проблемы незаконной торговли
оружием играет Совет Безопасности.
Программа подчеркивает важность международного
сотрудничества и помощи, особенно
в вопросе объявления эмбарго
на поставки оружия. Совбез ООН неоднократно
вводил эмбарго на поставки оружия
в целях сдерживания его
Конференция ООН по проблемам незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах не была единственным мероприятием в области этой проблемы. Почти одновременно с ней в Вене в контексте международной безопасности и разоружения проходил другой переговорный процесс, в ходе которого между государствами-участниками было достигнуто согласие относительно принятия Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Главной целью этого Протокола является содействие развитию, облегчение и укрепление сотрудничества между государствами-участниками по предупреждению незаконной торговли оружием.
Согласно
ст. 7 Протокола против незаконного
изготовления и оборота огнестрельного
оружия каждое из государств-участников
должно обеспечить в течение не менее
10 лет хранение информации, которая
будет необходима для отслеживания
и идентификации незаконно
Протокол также определяет общие требования к системам экспортно-импортных и транзитных лицензий или разрешений. Такие лицензии или разрешения должны содержать информацию, которая включает место и дату выдачи, дату истечения срока действия, названия страны импортера и страны экспортера, конечный пункт доставки, количество оружия.
Согласно положениям ст. 11 Протокола, с целью выявления и предупреждения хищения, потерь, а также незаконного оборота оружия и его составных частей государства-участники должны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и хранения огнестрельного оружия во время изготовления, экспорта, импорта и транзита; для повышения эффективности контроля за импортом, экспортом и транзитом, включая меры пограничного контроля, а также меры транснационального взаимодействия между органами полиции и таможней.
Как
уже отмечалось, Конференция ООН
2001 г. в соответствии с замыслом должна
быть важным шагом на пути объединения
усилий международного сообщества в
вопросе борьбы с незаконной торговлей
оружием в мире. В июне 2003 г. представители
большинства стран – участниц
ООН, ряд международных и
В отчете, который был подготовлен лондонской правозащитной организацией International Action Network on Small Arms, были приведены неутешительные на данный момент результаты. К тому времени правительства немногих государств приняли участие в решительных действиях по борьбе с контрабандой оружия. Стрелковое оружие по-прежнему широко применяется на фронтах гражданских войн в Африке и Азии. В Демократической Республике Конго, Либерии, Сьерра-Леоне даже дети носят автоматы Калашникова. В отчете отмечалось что, в среднем за год в связи с применением стрелкового оружия погибает полмиллиона человек: это одна смерть в минуту.
Несмотря на то, что в 2001 г. Программу действий ООН подписали 156 стран, треть из них еще не создали профильных комитетов по борьбе с контрабандой стрелкового оружия. Только 37 государств создали национальные комитеты для координации ответных действий; 65 стран предоставили ООН отчеты о ходе борьбы с незаконной торговлей оружием, и только в 19 странах было пересмотрено национальное законодательство о торговле стрелковым оружием. Самая сложная ситуация наблюдается в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Азии.
Именно, на конференции ООН в 2001 г. впервые появилась цифра 500 млн. единиц легкого стрелкового оружия, которое используется сегодня в разных частях света. Хотя большая часть этого оружия принадлежит правоохранительным органам, военным формированиям и законным частным владельцам, значительное количество все же оказывается в руках преступников, террористов и незаконных военных формирований. Это беспокойство, высказанное несколько лет назад, не потеряло своей актуальности ни к моменту проведения второй конференции в 2003 г., ни по сей день.18
Далеко не все государства разделяют эти опасения. Ведь некоторые из них зарабатывают большие деньги на торговле оружием и не горят желанием убивать курицу, которая несет золотые яйца. В свою очередь, другие государства планируют купить как можно больше оружия и приравнивают любые попытки запретить этот вид торговли к ограничению их прав на самооборону.
Жесткую позицию продолжают занимать США. Их представители, действующие в интересах оружейного лобби, категорически возражают против любого плана ООН относительно попыток уничтожения незаконной торговли оружием, поскольку это, по их взглядам, ограничит объем законной торговли или ограничит права граждан на владение оружием.
Среди основных сегментов рынка крупнейшим сегментом является авиация. Доля авиации в мировой торговле оружием несколько упала. Это объясняется ожиданиями выхода на рынок самолетов пятого поколения уже в ближайшие несколько лет. На протяжении длительного времени растет роль ракетных вооружений. Наиболее фундаментальный сдвиг по сравнению со временами «холодной войны» произошел в сегменте морских вооружений: эта группа вышла на 2-е место в торговле после авиации, в то время как игравшая значительную роль в прошлом бронетехника ушла на 4-е место. Глобализация и рост мировой торговли ведут к росту как спроса на гражданские суда, отражением чего является рост стоимости фрахта, так и роли морских вооружений. Однако, большинство стран, наращивающих военные расходы, в очень высокой степени зависимы от морских перевозок и товаров, и сырья.19
Говоря непосредственно об участниках рынка вооружений на мировой арене, перечислим основных экспортеров и импортеров оружия. В России существует специальный Центр, который занимается анализом торговли оружием в мире. Результаты исследования рынка торговли оружием, которые обнародовал указанный Центр, говорят о том, что в 2011 году Россия, Франция и Соединенные Штаты Америки являются мировыми лидерами по проданному оружию другим государствам мира.
Лидирует по объемам экспорта
оружия – США. Соединенные
Штаты продали в этом году
оружия на 28,76 миллиардов долларов.
Также результаты исследования
данного рынка говорят о том,
что 41% проданного оружия во
всем мире, принадлежит именно
США. Крупнейшими покупателя
Россия по объемам экспорта оружия занимает второе место в мире. Россией было продано оружия на 11,29 миллиардов долларов, что составляет 17,3% всего мирового экспорта. С каждым годом экспорт оружия отечественного производства растет.21 По оценкам британского аналитического издания «Jane's Information Group», специализирующегося в основном на военной тематике, Россия держит около 23% мирового оружейного рынка. На данный момент, 60% экспорта России приходится на Алжир, Китай и Индию.22