Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:59, реферат
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО - отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим относятся торговые, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Соответственно, М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное валютно-финансовое право и др. (традиционные), право научно-технического сотрудничества и др. (формирующиеся).
МЕЖДУНАРОДНОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО - отрасль международного
права, которая представляет собой совокупность
принципов и норм, регулирующих экономические
отношения между государствами и другими
субъектами международного права. К экономическим
относятся торговые, а также коммерческие
отношения в сферах производственной,
научно-технической, валютно-финансовой,
транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной
собственности, туризма и т.п. Соответственно,
М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное
валютно-финансовое право и др. (традиционные),
право научно-технического сотрудничества
и др. (формирующиеся).
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное
экономическое право - отрасль международного
права, принципы и нормы которого
регулируют экономические отношения,
возникающие между
Объектами международного экономического права являются трансграничные движения товаров, капитала, технологий, услуг, иные экономические блага, которые затрагивают интересы государств и других субъектов международного права и по поводу которых эти субъекты вступают в международные правоотношения.
Предметом
международного экономического права
являются международные экономические
двусторонние и многосторонние отношения
между государствами и другими
субъектами международного права. К
экономическим отношениям можно
отнести торговые отношения, а также
коммерческие отношения в сферах производственной,
валютно-финансовой, связи, транспорта,
энергетики и т. д.
Международное экономическое право регулирует отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей.
Субъектами
международного экономического права
являются те же субъекты, что и вообще
в международном праве. Государства
непосредственно участвуют во внешнеэкономической
гражданско-правовой и коммерческой деятельности.
Источниками международного экономического права являются:
1) акты,
регулирующие деятельность
2) соглашения
по налоговым, таможенным, транспортным
и иным вопросам (Соглашение между
правительством Российской
и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3) соглашения
о научно-техническом
4)торговые
соглашения (Протокол между
5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Блоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6) соглашения
о международной купле-продаже
товаров и другие договоры
по отдельным вопросам
Значение международного экономического права состоит в том, что оно сообщает упорядоченность экономическим отношениям государств, способствуя их дальнейшему развитию – эти нормы создают межгосударственные правила игры в мировых хозяйственных связях.
Структурно
международное экономическое
К международным экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:
1) взаимной
выгоды, который предполагает, что
экономические отношения между
участниками не должны быть
кабальными и тем более
2) наибольшего благоприятствования, обозначающий юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру наиболее благоприятные условия, которые могут быть введены для любой третьей стороны;
3)недискриминации,
обозначающий право
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНЫХ
И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Основное
регулирование валютно-
ся двусторонними договорами. Основные положения, которые относятся к этой сфере, находятся в общих договорах по торговому и финансовому сотрудничеству.
Договоры о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве в основном решают вопросы, связанные с финансированием
совместных
проектов, с долгосрочным кредитованием
при строительстве крупных
Клиринговые
соглашения определяют порядок взаимных
расчетов путем зачета взаимных требований
и обязательств, которые возникают
во внешнеэкономической сфере. Основная
цель клиринговых соглашений - сбалансировать
взаимные платежи. В силу неустойчивости
курса валют в соглашения, как правило,
включается валютная оговорка, которая
позволяет пересчитать наличность при
изменении курса валют. Иногда соглашениями
предусматривается перевод в какой-то
валюте остатков, которые образовались
на счетах после зачета взаимных требований
Такие соглашения называются расчетно-клиринговыми
соглашениями.
Платежные
соглашения регулируют расчеты в
согласованной валюте и устанавливают
механизм расчетов. Соглашения, определяющие
условия займов, их форму, условия, называются
кредитными соглашениями.
Валютно-финансовые
отношения стали чаще всего регулироваться
многосторонними договорами. Например,
Соглашение о создании платежного союза
государств - участников СНГ 1994 г., соглашения
между странами Западной Европы о порядке
взаимных расчетов в евровалюте.
В регулировании международных финансовых отношений все возрастающую роль играют международные финансовые организации:
1) Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное место в системе международных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1945 г. на основании договоров, принятых Конференцией объединенных акций по валютно-финансовым вопросам. Штаб-квартира Международного валютного фонда (МВФ) находится в Вашингтоне. Членами Международного валютного фонда являются все государства, включая Россию. Главная цель деятельности Международного валютного фонда заключается в координации валютно-финансовой политики государств и предоставлении займов для поддержания их валютных курсов и платежных балансов. Право голоса каждой страны в его высшем органе - Совете управляющих - зависит от ее доли в уставном капитале;
2) Всемирный
банк представляет собой
Основная
цель этих организаций – содействие
в экономическом и социальном развитии
менее развитым странам, входящим в состав
ООН.
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) -- специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт -- заместитель государственного секретаря США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года -- официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
Международный валютный фонд является кооперативной организацией, объединяющей страны на добровольной основе. Целью этого института является проведение консультаций друг с другом для поддержания стабильности системы покупки и продажи валют с тем, чтобы платежи в иностранной валюте протекали гладко и вовремя. Члены МВФ считают, что открытый обмен мнениями относительно политики, которой руководствуются правительство и резиденты одной страны, осуществляя платежи правительству и резидентам другой, выгодно всем. Они также считают, что проводимые время от времени коррекции политики в случае, если все члены согласны, что они в общих интересах, могут способствовать росту международной торговли и созданию дополнительных и более высокооплачиваемых рабочих мест в развивающейся мировой экономике.
МВФ ссужает деньги своим членам, которые сталкиваются с трудностями по погашению обязательств перед другими членами, с условием, что они предпримут экономические реформы, способствующие устранению этих трудностей для их собственного блага и блага остальных. Однако МВФ не имеет эффективных рычагов вмешательства во внутреннюю экономическую политику своих членов. Он не может заставить правительство некоторого своего члена больше тратить на школы и больницы и меньше - на военные закупки. Но он может побудить своего члена к лучшему использованию скудных ресурсов, не допуская финансовых излишеств. Если страна пренебрегает этими советами, МВФ может лишь попытаться убедить ее в выгодах принятия политики, одобренной сообществом в целом, как во внутренних, так и международных делах.
МВФ может лишь требовать от своих членов, чтобы они раскрывали информацию о валютной и финансовой политике и, по возможности, не применяли ограничений на обмен национальной валюты на иностранную и на осуществление платежей другим членам.
Члены МВФ уступают часть полномочий организации в том, что касается платежной политики, поскольку эта политика имеет огромное значение для денежных потоков между странами. Кроме того, опыт подсказывает, что без глобального мониторингового центра современная система платежей в иностранной валюте не работает.
Структура органов управления:
Высший руководящий орган МВФ -- Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % -- в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США -- 17,8 %; Германия -- 5,99 %; Япония -- 6,13 %; Великобритания -- 4,95 %; Франция -- 4,95 %; Саудовская Аравия -- 3,22 %; Италия -- 4,18 %; Россия -- 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС -- 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.
В МВФ
действует принцип «