Государства,
граничащие с проливами, принимают
законы и правила, которые должны
быть опубликованы. Черноморские
проливы открыты для свободного
прохода торговых судов без
какой-либо дискриминации флагов, но если
Турция участвует в войне, то суда противника
лишаются права на проход. Конвенция 1936
г. о Черноморских проливах запрещает
проход в море и нахождение в нем авианосцев
и подводных лодок нечерноморских государств
(кроме визитов вежливости), а также ограничивает
заход в Черное море военных кораблей
нечерноморских стран по срокам пребывания
(не более 21 дня), по тоннажу (не более 45
тыс. тонн), по количеству (не более 9), по
калибру орудий (не выше 203 миллиметров).
Черноморские государства имеют право
проводить через проливы любые военные
корабли, при этом линейные корабля проводятся
поодиночке в сопровождении не более чем
двух миноносцев, подводные лодки поодиночке,
в светлое время суток, в надводном положении.
Транзитный
проход через Балтийские проливы
в мирное время открыт для
прохода любых судов, включая
военные корабли всех классов,
независимо от типа двигательной
установки. Для прохода военных кораблей
через шведскую часть Балтийских проливов
ограничений нет; если проход по датской
части проливов Большой Бельт и Зунд длится
более 48 часов или проходят одновременно
более трех кораблей одного государства,
необходимо давать датскому правительству
предварительное уведомление; для прохода
военных кораблей через Малый Бельт предварительное
уведомление дается за 8 суток. Подводные
лодки проходят через проливы только в
надводном положении.
Международные
каналы (Суэцкий, Панамский и др.)
- это соединяющие моря и океаны
искусственные сооружения, используемые
всеми государствами. Военные суда должны
соблюдать следующие принципы: уважение
суверенных прав государства - собственника
канала и невмешательство в его внутренние
дела; неприменение силы или угрозы силой
при разрешении споров относительно использования
канала; запрещение ведения боевых действий
в зоне каналов; возможность прохода для
военных кораблей и невоенных судов всех
флагов без дискриминации; обеспечение
свободы судоходства и защиты канала силами
и средствами государства - собственника
канала; обязанность государств - пользователей
канала соблюдать международные правила
и национальные законы, касающиеся обеспечения
судоходства и безопасности плавания,
и уплачивать установленные без дискриминации
сборы за проход; недопустимость использования
канала во вред интересам мира и международной
безопасности. К каналу никогда не должна
применяться блокада; военные действия
не допускаются ни в канале и его входных
портах, ни на расстоянии до 3 миль от этих
портов; в военное время в канале и в его
входных портах воюющим запрещается высаживать
и принимать на военные корабли войска,
снаряды и военные принадлежности; иностранным
государствам категорически запрещается
строить военные базы в зоне канала и владеть
ими, сооружать укрепления и держать там
военные корабли; военные корабли воюющих
сторон имеют право пополнять продовольствие
и запасы в канале и его входных портах
только в таком количестве, которое позволит
им дойти до своего ближайшего порта. Проход
таких кораблей совершается в предельно
короткий срок и без остановок. Между отходом
военных кораблей разных воюющих сторон
из одного порта всегда должен соблюдаться
интервал в 24 часа. О предполагаемом проходе
иностранных военных кораблей направляется
уведомление не менее чем за 10 дней. Военные
корабли пропускаются в канал в первую
очередь и следуют во главе каравана. Для
иностранных военных кораблей установлен
разрешительный порядок прохода. В канале
военные корабли пользуются полным иммунитетом
от юрисдикции государства - собственника
канала.
Прибрежные
государства имеют: а) исключительную
экономическую зону - пояс морского
пространства, расположенный за
внешней границей территориального
моря и прилегающий к нему,
шириной до 200 миль. Здесь государство
обладает: суверенными правами в целях
разведки, разработки и сохранения природных
ресурсов, на морском дне и в его недрах,
создания, эксплуатации и использования
искусственных островов, сооружений; б)
континентальный шельф - это морское дно
и его недра, расположенные за внешней
границей территориального моря прибрежного
государства до внешней границы подводной
окраины материка, внешняя граница континентального
шельфа - не далее 350 миль. Права прибрежного
государства на континентальный шельф
не затрагивают правового статуса покрывающих
вод и воздушного пространства над ним.
Все государства имеют право прокладывать
подводные кабели и трубопроводы с согласия
прибрежного государства.
Охрану
интересов государства в исключительной
экономической зоне и континентальном
шельфе осуществляют пограничная
служба, военно-морской флот, военно-воздушные
силы. Строго регламентированы права
должностных лиц органов охраны
по остановке и осмотру иностранных
судов, осуществляющих разрешенную
деятельность, проверке документов
на право деятельности, преследования
судов-нарушителей и их задержания,
а также по применению оружия
против нарушителей закона.
Все части
моря, которые не входят ни
в территориальное море, ни во
внутренние воды какого-либо государства,
относятся к открытому морю, которое
свободно для всех государств,
как прибрежных, так и не имеющих
выхода к морю (внутриконтинентальных).
Никакое государство не вправе
претендовать на подчинение какой-либо
части открытого моря своему
суверенитету. Режим свободы открытого
моря включает: а) свободу судоходства;
б) свободу полетов; в) свободу
прокладки подводных кабелей
и трубопроводов; г) свободу
возведения искусственных островов
и других установок; д) свободу
рыболовства и промысла; е) свободу научных
исследований. Каждое государство обязано
осуществлять эти свободы с учетом требований
норм международного права и интересов
других государств.
Свобода
судоходства означает, что каждое
государство, как прибрежное, так
и не имеющее выхода к морю,
имеет право на то, чтобы суда
под его флагом плавали в
открытом море. Суда имеют национальность
того государства, под флагом
которого они вправе плавать
и подчиняются исключительной
юрисдикции государства, флаг
которого они несут. Государство
осуществляет в административных,
технических и социальных вопросах
свою юрисдикцию и контроль
в отношении судов, капитана
и экипажа, ведет регистр судов,
принимает меры для обеспечения
безопасности мореплавания, организует
квалифицированное расследование
каждой серьезной аварии или
иного навигационного инцидента
в открытом море с участием
плавающего под его флагом
судна. Уголовное или дисциплинарное
преследование против капитана
или другого члена экипажа
может быть возбуждено только
перед судебными или административными
властями государства флага.
Военные
корабли в силу особых функций,
возлагаемых на них прибрежными
государствами, рассматриваются
в международном судоходстве
как специально уполномоченные
органы государств, предназначенные
для защиты их прав и интересов
не только в Мировом океане,
но и в международном общении.
Военные корабли пользуются в
открытом море полным иммунитетом
от юрисдикции какого бы то ни было государства,
кроме государства флага. Особенностью
военных кораблей является то, что они
составляют часть его вооруженных сил
и представляют собой наивысшее воплощение
мощи и достоинства своего государства.
В этом смысле иммунитет военного корабля
является составной частью суверенитета
государства и означает его неприкосновенность,
независимость от каких-либо иностранных
властей, кроме властей государства флага;
право военного корабля совершать действия
от имени властей своего государства;
нести ответственность за неправомерные
действия. В силу иммунитета военный корабль
как один из важнейших постоянно функционирующих
органов своего государства имеет право
вступать в отношения с иностранными кораблями
и властями. В этом случае военный корабль
может активно влиять на внешнеполитическую
позицию своего государства, а поэтому
обязан действовать в рамках норм и принципов
международного морского права. В силу
иммунитета военного корабля члены экипажа,
находящиеся на корабле, находятся под
защитой международных и национальных
законов государства флага корабля. Только
военные корабли (или специально на то
уполномоченные суда) государства флага
могут осуществлять акты власти или принуждения
над невоенными судами, плавающими под
флагом того же государства. Иностранные
военные корабли не имеют никаких прав
и полномочий в отношении судов других
государств, если это не вытекает из специального
соглашения. Они могут лишь выяснить национальность
(флаг) судна, но без права проверки судовых
документов и без права осмотра этого
судна. Военные корабли, равно как и другие
суда всех стран, в открытом море находятся
в одинаковом положении. Ни одно из государств
не вправе требовать для своих судов каких-либо
привилегий, знаков уважения или почестей
в одностороннем порядке. Приветствия
или почести обязательны лишь на основе
взаимности или по соглашению сторон.
Военные корабли имеют право: останавливать
и захватывать в качестве приза суда, занимающиеся
морским разбоем (пиратством) или работорговлей;
останавливать торговые суда, если командир
военного корабля имеет достаточные основания
полагать, что торговое судно, хотя оно
носит иностранный флаг или отказывается
показать свой флаг, в действительности
принадлежит тому же государству, что
и военный корабль; задерживать торговые
суда, плавающие под флагом государства,
которому принадлежат военные корабли;
останавливать, осматривать и отводить
в порт торговые суда, которые носят флаг
государств, участвующих в специальных
международных конвенциях, если суда нарушают
эти конвенции (регламентирующие морские
промыслы, охрану морских подводных кабелей,
трубопроводов). Осмотр иностранных судов
может осуществляться только военнослужащими
под командованием офицера - члена экипажа
военного корабля.
Военные
корабли при решении ими задач
по охране морских государственных
границ могут использовать право
преследования наравне с пограничными
судами. Иностранные военные корабли,
если они нарушают государственные
границы или режим плавания
в прибрежных морских водах,
можно преследовать лишь в пределах
своих территориальных вод. За пределами
территориальных вод "преследование
по горячим следам" означает, что: а)
преследование иностранного судна может
быть предпринято, если компетентные власти
прибрежного государства имеют достаточные
основания считать, что оно нарушило законы
и правила этого государства; б) преследование
должно начаться тогда, когда иностранное
судно или одна из его шлюпок находится
во внутренних или территориальных водах
или же в прилежащей зоне преследующего
государства; преследование может быть
начато только после подачи зрительного
или звукового сигнала остановиться с
дистанции, позволяющей заинтересованному
судну его увидеть или услышать; в) преследование
за пределами территориальных вод или
прилежащей зоны может продолжаться только
при условии, если оно является непрерывным;
г) право преследования прекращается,
как только преследуемое судно входит
в территориальные воды другого государства.
Преследование судна-нарушителя может
осуществляться только военными кораблями
или военными летательными аппаратами
или же другими судами и летательными
аппаратами, находящимися на правительственной
службе и специально на то уполномоченными.
Если судно было остановлено или задержано
в открытом море в условиях, которые не
оправдывают осуществление права преследования,
ему должны быть возмещены вред и убытки.
Преследование
необходимо отличать от слежения.
Если преследование является
строго регламентированным действием
и применяется лишь для защиты
прав и законных интересов
прибрежного государства в конкретных
условиях, то слежение связано
с повседневной деятельностью
военных кораблей в международных
водах. Главное отличие слежения от
преследования в том, что при слежении
военный корабль одного государства взаимодействует
с военным кораблем другого государства
как равный с равным и не имеет права на
проявление какой-либо власти или силы
в отношении другого.
Свобода
мореплавания в открытом море предполагает
основные права военных кораблей: право
на свободное плавание в любом районе
открытого моря (международных вод); право
нести флаг своего государства и флаг
должностного лица; право на организацию
поиска иностранных военных кораблей
и невоенных судов, наблюдение и слежение
за ними; право на самооборону от вооруженного
нападения со стороны иностранных вооруженных
сил; право на равенство и равные условия
в отношениях с иностранными кораблями
и властями; право на уважение, поддержание
достоинства и чести своего флага; право
на вступление во взаимоотношения с иностранными
кораблями и властями.
Основными
обязанностями военных кораблей
являются: бороться за свободу
открытого моря и строго выполнять
требования международно-правовых
актов о режиме открытого моря;
плавать в открытом море только
под флагом своего государства;
строго соблюдать морские границы
иностранных государств; не создавать
помех правомерной деятельности
иностранных военных кораблей
и невоенных судов; в случае
вооруженного нападения (агрессии)
защищать корабль (и невоенные
суда своего государства), честь
и достоинство флага силой
оружия; не совершать актов агрессии;
соблюдать требования морского
церемониала в отношении иностранных
военных кораблей и властей
государств, с которыми имеются
дипломатические отношения; оказывать
помощь кораблям и судам, терпящим
бедствие; спасать лиц, потерпевших
кораблекрушение;
К неправомерным
действиям в открытом море относятся:
проведение военных маневров, боевое патрулирование
военно-морских сил на международных путях
сообщений и вблизи берегов других государств;
опасное маневрирование кораблей, имитирующих
применение оружия против торговых судов
и провоцирующих на ответные действия
военные корабли других стран; систематические
облеты самолетами военной авиации торговых
судов и угрозы применения оружия против
них; установление морской блокады вдоль
побережья отдельных стран; загрязнение
вод открытого моря радиоактивными веществами
и другими вредными отходами; нарушение
военными кораблями и судами правового
режима континентального шельфа. Государства
стремятся создать самые благоприятные
условия для безаварийного плавания, запрещать
своим судам опасное маневрирование. Командиры
военных кораблей обязаны избегать нежелательных
последствий опасного маневрирования,
следить, чтобы в навигационных и вахтенных
журналах велись четкие записи команд,
маневров и действий не только своего
корабля, но и иностранного военного корабля
или судна. В случае столкновения капитанами
составляется акт о повреждениях, или
морской протест - акт о происшедшей морской
аварии, составленный по заявлению капитана
судна нотариальной конторой в порту.
Современные
принципы спасания и оказания помощи на
море включают следующие положения: каждое
государство вменяет в обязанность капитану
любого судна, плавающего под его флагом,
участвовать в спасении, не подвергая
серьезной опасности судно, экипаж или
пассажиров; оказать помощь любому обнаруженному
в море лицу, которому угрожает гибель;
следовать со всей возможной скоростью
на помощь погибающим; после столкновения
оказать помощь другому судну, его экипажу
и его пассажирам и, поскольку это возможно,
сообщить этому другому судну наименование
своего судна, порт его регистрации и ближайший
порт, в который оно зайдет; все прибрежные
государства должны способствовать организации
и содержанию соответствующей эффективной
спасательной службы для обеспечения
безопасности на море и над морем.