Международное право в сфере предотвращения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание

Краткое описание международно-правового регулирования в сфере предотвращения преступлений и обращения с заключенными.

Работа состоит из  1 файл

Тьюторат по МП.docx

— 24.59 Кб (Скачать документ)

Международные стандарты  – это принятые на международном  уровне правила, требования, принципиальные положения, направленные на совершенствование  деятельности государств, как внутри страны, так и на международном  уровне, по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Международно-правовые стандарты находят отражение в определенных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, декларациях, правилах и т.п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты не равнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы деятельности всех и каждого государства, направленных на предупреждение и борьбу с преступностью, а также обращение с заключенными.

ООН, являющаяся основным организатором  международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, осуществляет деятельность в этой сфере как на международном уровне, так и внутри государств. Она реализуется посредством принятия документов Генеральной Ассамблеей ООН, Секретариатом ООН, ЭКОСОСом,  а также другими органами и специализированными учреждениями ООН, такими, как ИКАО, МАГАТЭ и так далее.

Документов, в которых так или иначе затрагиваются вопросы предупреждения преступности и уголовного правосудия, немало. К их числу относятся, во-первых, документы общего характера, затрагивающие положения принципиального свойства, влияющие на общие методологические подходы. Это такие документы как, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); и так далее.

Другую группу документов, содержащих в себе рекомендации по предупреждению преступлений и обращению с заключенными, представляют те, которые специально посвящены таким вопросам. Сюда относятся: Декларация четвертого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1970 г.); Миланский план действий и Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.); Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1981 г.) и др. Основные положения этих документов о первостепенном значении предупреждения, о роли в нем семьи, школы, труда, о стимулировании участия общественности в предупредительной работе, роли молодежи в современном обществе, о внимании к жертвам преступлений, улучшении условий жизни населения, подготовке кадров правоохранительных органов, исключении из их арсенала пыток и действий, унижающих человеческое достоинство, уважительном обращении с правонарушителями в равной степени распространяются и на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в формировании международно-правовой базы борьбы с  преступностью и выработке международных  стандартов в этой сфере играют конгрессы  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгресс проводится под эгидой ООН раз в пять лет с 1955 года. Конгрессы оказывают влияние на национальную политику и профессиональную практику путем содействия обмену соответствующими знаниями и опытом и их распространению; разработки международных руководств; поощрения сотрудничества между государствами и практическими работниками из различных секторов и по различным дисциплинам, имеющим отношение к преступности; разработки новаторских жизнеспособных подходов в целях обновления и совершенствования существующих систем; мобилизации общественного мнения и групп поддержки; прокладывания пути для более гуманных и эффективных методов предупреждения преступности и борьбы с ней.

1й Конгресс ООН состоялся  в 1955 году в Женеве. Его вклад  выразился в принятии Минимальных  стандартов правил обращения  с заключенными, которые стали  для государств критерием оценки организации и деятельности мест заключения преступников. Минимальные стандарты не имели целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а были предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями.

В своей резолюции 2858 (XXVI) от 20 декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея обратила внимание государств-членов на Минимальные стандартные правила и рекомендовала строго соблюдать их при управлении пенитенциарными и исправительными учреждениями, а также благожелательно рассмотреть вопрос об их включении в национальное законодательство.

Второй конгресс (1960) был посвящён взаимодействию с несовершеннолетними осуждёнными, проблемам лишения свободы на короткий срок, ресоциализации отбывших наказание. Третий конгресс (1965) рассматривал меры ответственности, не связанные с лишением свободы, вопросы рецидива. Четвёртый конгресс (1970) был посвящён проблемам, связанным с применением утверждённых в 1955 году минимальных стандартных правил обращения с осуждёнными на современном этапе. Пятый конгресс (1975) рассматривал проблемы обращения с лицами, несущими ответственность как в виде лишения свободы, так и в виде иных наказаний. Шестой конгресс (1980) в основном был посвящён применению смертной казни. На седьмом (1985) разрабатывались стандарты ООН в области правосудия. Восьмой (1990) рассматривал вопросы унификации мер по обращению с несовершеннолетними осуждёнными. Девятый (1995) посвящён применению минимальных стандартных правил обращению с осуждёнными в различных странах. Десятый (2000) был посвящен вопросам международного сотрудничества государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью. Одиннадцатый (2005) рассматривал вопросы борьбы с терроризмом, с транснациональной организованной преступностью, а также вопросы принятия мер по борьбе с экономическими преступлениями и преступлениями с использованием компьютеров.

Двенадцатый Конгресс Организации  Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, принимающей стороной которого выступило  правительство Бразилии, состоялся  в городе Салвадоре с 12 по 19 апреля 2010 года. По решению Генеральной Ассамблеи ООН основная тема двенадцатого Конгресса: «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире».

Двенадцатый Конгресс по предупреждению преступности дал уникальную возможность  активизировать всестороннее обсуждение практических предложений по основным направлениям посредством:

  • утверждения, что стабильная система уголовного правосудия является основным элементом структуры верховенства права;
  • признания центральной роли системы уголовного правосудия в вопросах развития;
  • подчеркивания необходимости применения целостного подхода к реформированию системы уголовного правосудия для повышения эффективности систем уголовного правосудия в борьбе с преступностью;
  • выявления новых форм преступности, представляющих угрозу для общества во всем мире, и изучение путей предупреждения таких форм преступности и борьбы с ними.

В повестку дня Конгресса  вошли восемь основных пунктов:

  • дети, молодежь и преступность;
  • терроризм;
  • предупреждение преступности;
  • контрабанда мигрантов и торговля людьми;
  • отмывание денег;
  • киберпреступность;
  • международное сотрудничество в борьбе с преступностью;
  • насилие в отношении мигрантов и их семей.

 

В рамках заданной темы следует  рассмотреть также деятельность такого органа ООН, как  Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (вспомогательный орган ЭКОСОС). Комиссия была учреждена в качестве функциональной комиссии Совета в  1992 году вместо Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.

В соответствии со своим  кругом ведения  Комиссия имеет следующие  функции:

a) разработка руководящих принципов для Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

b) разработка, контроль и обзор хода осуществления программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия на основе системы среднесрочного планирования в соответствии с приоритетными принципами;

c) содействие и помощь в координировании мероприятий институтов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

d) мобилизация поддержки программе со стороны государств-членов;

e) подготовка к конгрессам Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и рассмотрение представляемых конгрессами предложений в отношении возможных тем программы работы.

Комиссия представляет доклады непосредственно Совету. Ее доклады представляются в виде дополнений к Официальным отчетам Экономического и Социального Совета. Доклады же о работе проводимых раз в пять лет конгрессов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями выпускаются в качестве документов Генеральной Ассамблеи.

 

 


Информация о работе Международное право в сфере предотвращения преступлений