Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание

Содержит следующие вопросы:
1. Раскрыть вопрос: Правовое положение иностранцев.
2. Пояснить термины
3. Дать краткий ответ :
1. По своему правовому режиму пространства подразделяются на:
2.Классификация международно-правовых норм по юридической силе:

Работа состоит из  1 файл

Международное право Контрольная работа.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором — гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, имеющим лицензию.

Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской федерации, равно как и российских граждан в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Органам управления образованием, образовательным учреждениям предоставлено право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этой деятельности могут быть установлены законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 18) следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

       иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;

       лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

       порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Отдельным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 119, регламентируется порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую фармацевтическую подготовку в иностранных государствах.

Вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, затрагиваются в актах законодательства, посвященных средствам массовой информации. Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» на корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства, распространяется, профессиональный статус журналиста, установленный этим Законом. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации. Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства, обладают предусмотренными Законом РФ «О средствах массовой информации» правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации.

Принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами (ст. 433 ГПК РСФСР). Правило о национальном режиме включено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами (см. п. 1 и 2 ст. 210 АПК РФ).

Особенно важным является разграничение иностранных граждан по степени подчиненности юрисдикции страны пребывания, как имеющее наиболее существенные юридические последствия. Здесь различают:

       иностранцы, полностью подчинённые юрисдикции России (к ним относятся лица, не обладающие иммунитетом и привилегиями – туристы, студенты, рабочие и специалисты, журналисты, лица без гражданства и некоторые другие);

       иностранные граждане, освобождённые от юрисдикции России в полном объёме либо частично (при исполнении служебных обязанностей и на основе многосторонних или двусторонних соглашений России с зарубежными странами и т. д.)

Следует отметить, что Россия выступает приемником во многих международных соглашениях, заключённых с другими странами бывшим Советским Союзом, поэтому эти договоры и соглашения действуют на территории России и в настоящее время.

Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаще, чем какие-либо иные международные договоры РФ, выступают источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.

Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно к физическим лицам – подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного местожительства – резидентства.

Чтобы стать резидентом для целей налогообложения, иностранные граждане должны прожить на территории России 183 дня в календарном году. Таким образом резидентство в России устанавливается ежегодно (Закон РФ от 7 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями).

Для резидентов установлена полная налоговая юрисдикция государства проживания. Они уплачивают налог на доход, полученный как в России, так и за её пределами (Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы о налогах, сборах и платежах во внебюджетные фонды и о льготах по платежам» от 11 ноября 1994 г., ст. 17 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).

Для лиц – нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципом территориальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество. Это выражается в том, что лица – нерезиденты уплачивают налог только на доходы, полученные из источников на территории РФ, или на имущество , находящееся на территории РФ.

Различие между резидентами и нерезидентами проявляется, как видно, в том, что первая категория несёт полную налоговую ответственность, а вторая ограниченную.

Исчисление налога для иностранных граждан осуществляется в том же порядке, что и для российских граждан. Кроме совокупного дохода, для иностранных граждан при определении облагаемого дохода учитываются надбавки за проживание на территории РФ, суммы, составляющие компенсационные выплаты на расходы по обучению детей в учебных заведениях, питание поездки членов семьи плательщика. Для лиц – нерезидентов, согласно тем же нормам, кроме доходов, получаемых от предприятия, учреждения, организации, в налогооблагаемый доход включается прибыль с гонораров от публикаций, от реализации произведений науки и искусства, научных разработок, технологий, доходов от продажи личного имущества, дивидендов и процентов, выплат по лицензиям.

Ставка подоходного налога для иностранных лиц исчисляется по методу сложной прогрессии – с ростом дохода растёт и размер ставки. Низшую ставку оставляют 12 %, а высшую 35 %. Иностранные граждане получающие доходы только из источников на территории РФ, платят налог по фиксированной ставке 20 % согласно п. 60 Инструкции ГНС № 35 от 21 июня 1999-5 г. «О порядке применения закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Льготы иностранным, как и российским гражданам, предоставляются только в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и законодательными актами субъектов Российской Федерации. В отличие от налогообложения юридических лиц, при налогообложении физических лиц льготы отдельным налогоплательщикам не предоставляются. Закон предусматривает три основных типа льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.

В сфере налогообложения иностранных граждан существуют международные договора, точнее их особая разновидность – межправительственные соглашения об устранении двойного налогообложения. На сегодняшний день для РФ являются действующими более сорока подобного рода соглашений.

Установление для граждан одного сотрудничающего государства на территории другого сотрудничающего государства национального режима в области гражданских и семейных правоотношений наиболее характерно для договоров о правовой помощи. Национальный режим, предусматриваемый договорами о правовой помощи, заключается, как правило, в предоставлении гражданам одной Стороны по договору на территории другой Стороны в отношении их личных и имущественных прав такой же правовой защиты, какой пользуются собственные граждане этой Стороны; граждане каждой Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другой Стороны, к компетенции которых относятся соответствующие дела, выступать в них, заявлять ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане.

Иным образом формулируется правило о национальном режиме в ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Если двусторонние договоры предоставляют правовую защиту лишь гражданам государств, заключивших договор, то Конвенция распространяет ее и на других лиц, независимо от их гражданства, если они проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон. Согласно ст. 1 Конвенции граждан не каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. В условиях прекращения существования СССР и образования независимых государств, на территориях которых проживают граждане бывших союзных республик, такая формула предоставления национального режима отвечает целям наиболее полной защиты их прав по месту проживания.

Следует особо остановиться на соотношении норм, обеспечивающих реализацию принципа национального режима, и норм о статусе иностранных физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статья 210 АПК РФ являет собой примеру, когда статус такого физического лица — в части, касающейся его участия в гражданском судопроизводстве в качестве предпринимателя, — определяется на основе национального режима. К числу подобных норм относятся и правила Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Для целей этого Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения, организации, но и граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, и их объединения. Соглашением установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника Содружества правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. В развитие этого начала хозяйствующие субъекты каждого государства — участника СНГ наделены на территории других государств — участников Содружества правом беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Вместе с тем гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяется в Соглашении по законодательству государства — участника Содружества, на территории которого зарегистрирован предприниматель. Соответственно к гражданской правоспособности иностранного физического лица как предпринимателя (если регистрация имела место за рубежом) будет применяться в Российской Федерации не национальный режим в силу п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства, а законодательство той страны, где был зарегистрирован предприниматель. Этому же законодательству, а не закону гражданства (п. 2 ст. 160 Основ гражданского законодательства) будет подчиняться и дееспособность такого иностранного физического лица как предпринимателя. В этом случае речь идет не об общей право- и дееспособности физического лица, а о специальной право- и дееспособности предпринимателя, являющегося физическим лицом.

Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7 Закона — «Сокращение без гражданства» — четко формулирует задачу. Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 2) и иных Действующих в Российской Федерации законодательных актах.

Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении без гражданств в 1961 г.

В преамбуле к Конвенции 1954 г. ее принятие объясняется желанием урегулировать и улучшить на основе международного соглашения положение апатридов с учетом того, что статус многих из них не охватывается Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. Под термином «апатрид» в Конвенции 1954 г. подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона. В общем, апатридам предоставляется статус, уравнивающий их с иностранцами. Положениями Конвенции 1954 г. регулируются различные стороны статуса апатридов, включая вопросы брака, вещных и исключительных прав, права на создание ассоциаций, прав в области образования, вопросы трудового законодательства, социального обеспечения и др.

2.       Пояснить следующие термины:

1.       Ратификация МД – представляет собой утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным. Согласно Конституции РФ законы о ратификации международных договоров принимаются Государственной Думой и подлежат обязательному последующему рассмотрению Советом Федерации.

2.       Ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение им всех связанных с этим неблагоприятных последствий (например, освобождение незаконно оккупированной территории и несение связанных с этим расходов).

3.       Делимитация границы – договорное установление линии государственной границы, осуществляемое по картам, как правило, крупномасштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов. При делимитации договаривающиеся стороны проведенную на карте линию границы, как правило, сопровождают подробным ее описанием в самом договоре или в приложении к нему.

4.       Натурализация – принятие иностранного гражданина или лица без гражданства по его просьбе или с его согласия в гражданство (подданство) данного государства. Как правило, натурализация происходит после определенного срока проживания иностранца на территории государства.  Иногда в качестве условия для натурализации требуется владение официальным языком государства, наличие средств к существованию, безупречная репутация и т.п.

Информация о работе Международное право