Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:27, контрольная работа
В международных юридических документах и в теоретических трудах встречаются такие понятия, как «принципы международного права», «общие принципы международного права», «отраслевые принципы международного права», «общепризнанные принципы международного права», «императивные принципы международного права», «основные принципы международного права».
1. Основные принципы международного права 3
1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой 4
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами 6
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств 7
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом 8
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов 10
1.6 Принцип суверенного равенства государств 11
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву 12
1.8 Принцип нерушимости государственных границ 13
1.9 Принцип территориальной целостности государств 14
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод 14
2.Ответственность в международном праве 15
Список использованных источников 18
Международные споры разрешаются на основе принципа суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Стороны могут прибегать к любым процедурам и средствам по своему выбору с учетом того, что любой спор должен быть решен на основе международного права и принципа справедливости. Принцип оставляет сторонам свободу выбора того или иного средства, известного международному праву. Это переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к органам международных организаций, а также любая процедура урегулирования, согласованная до возникновения спора.
Суверенность государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправного и равноправного участия в международном общении и в принципе - независимой деятельности на мировой арене. Это свойство государства обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни: от установления и поддержания подходящего для него экономического и политического строя, создания и функционирования органов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни, равно как и осуществления всякого рода преобразований. Все это многообразие внутренней жизни государства не может являться предметом каких-либо повелений, указаний, непрошеных советов и т.п. действий любого другого государства или международной структуры либо их действий, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны.
В Уставе ООН, где невмешательство трактуется как один из принципов деятельности Организации и поведения государств - ее членов: «Настоящий Устав, - сказано в этом документе, - ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», и не требует от членов ООН «представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава»; этот принцип не затрагивает, однако, применения принудительных мер, предусмотренных Уставом.
Формулы принципа невмешательства воплощают наиболее важные элементы его содержания. Другими его элементами являются обязательства государства:
-
не организовывать, не разжигать,
не финансировать, не
-
воздерживаться от оказания
-
воздерживаться от организации,
Не является вмешательством во внутренние дела осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных международными соглашениями, в частности по вопросам разоружения, хотя бы эти меры носили далеко идущий интрузивный, то есть вторгающийся во внутреннюю сферу государства, характер, как это предусмотрено, в частности, в Конвенции 1993 года о запрещении химического оружия7 и в Договоре 1996 года о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Взаимозависимость государств, расширение и углубление сфер их общения, особенно на многосторонней основе, закономерно приводят к сужению и ограничению той сферы, которая может считаться сферой исключительно внутренних дел государства. Все большее число конкретных вопросов охватывается международным регулированием.
Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Так, в п. 3 ст. 1 Устава провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности» и делать соответствующие рекомендации (ст. 11 Устава), а согласно ст. 13 она организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной, культурной сферах, в области образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, а также для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.
Важнейшая обязанность государств - сотрудничать между собой и с ООН - установлена по Уставу ООН прежде всего в целях поддержания международного мира и безопасности как главной предпосылки достижения всех других целей ООН.
В
Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН,
1970 года нормативное содержание принципа
сотрудничества государств раскрыто следующим
образом: «Государства обязаны сотрудничать
друг с другом, независимо от различий
их политических, экономических и
социальных систем, в различных областях
международных отношений с
При этом четко определяются правовые рамки межгосударственного сотрудничества.
Прежде всего, обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.
Далее, сотрудничество между государствами должно быть подчинено достижению определенных целей. Первейшей такой целью, главным определяющим фактором межгосударственного сотрудничества является поддержание международного мира и безопасности.
Другая важнейшая цель сотрудничества - содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу, повышение общего благосостояния народов.
Декларация
обязывает государства
Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами. Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международного права.
Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.
В Уставе Организации этот принцип упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дружественных отношений между нациями, которые сами являются условиями стабильности и благополучия. Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».
Несколько иное толкование право на самоопределение приобретает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Однако
в ст.6 содержится важное ограничительное
положение о том, что «любая попытка,
направленная на то, чтобы частично
или полностью разрушить
В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В
то же время в нем содержатся и
важные ограничительные положения.
Во-первых, говорится, что «каждое
государство обязано
Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое перечисление способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».
И в-третьих, в Декларации не только подтверждается важнейшее требование об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, но и указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства. Важнейшее из них - наличие «правительства, представляющего весь народ, и принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи». Поэтому если правительство на недискриминационной основе с соблюдением основных прав человека и свобод предоставляет своему населению право на участие в политической и социальной жизни государства, то попытки, направленные на расчленение государства, подрыв его территориальной целостности, политического единства, являются незаконными.
Итак, право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.
Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.
Государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Наличие у государств одного и того же свойства суверенности, их участие в международном общении в одинаковом качестве субъектов международного права закономерно уравнивают их в правовом положении, создают объективную основу для равноправия. Чтобы быть равноправными, государства должны быть суверенными; чтобы оставаться суверенными, они должны быть равноправными. Эта органическая взаимосвязь суверенитета и равноправия составляет существо принципа суверенного равенства государств как одного из общепризнанных принципов международного права.
При характеристике содержания принципа суверенного равенства государств в Декларации 1970 года указывается, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.