Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Перед курсовой работой поставлены следующие задачи: дать понятие международного воздушного права, рассмотреть его основные принципы и источники, а также особенности правового регулирования данной отрасли права, дать характеристику деятельности ИКАО.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение международного воздушного права как составной части международного права.
Введение…………………………………………………………………….3
Международное воздушное право, его принципы………………...4
Понятие международного воздушного права……………………...4
Источники международного воздушного права…………………..5
Принципы международного воздушного права…………………...8
Особенности правового регулирования международного воздушного права……………………………………………………9
Международные полеты и режим воздушного пространства……9
Правила полетов в международном воздушном пространстве………………………………………………………..12
Права участников международного воздушного права…………13
Международная организация гражданской авиации…………….21
Организационно-правовой механизм ИКАО………………........21
Основные характеристики деятельности ИКАО………………...24
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….28
Введение
Обеспечение национальной для любой страны подразумевает надежную защиту воздушных рубежей. Самолеты гражданской авиации регулярно совершают полеты, пересекая многие государственные границы. Вся эта деятельность проводится на основе правовых норм, составляющих международное воздушное право.
Воздушное право —
право молодое, возникшее во
второй четверти XX века. Это сводное
право, которому свойственно
Актуальность темы обусловлена научно-техническим развитием в области авиации и его влиянием на международные отношения.
Перед курсовой работой поставлены следующие задачи: дать понятие международного воздушного права, рассмотреть его основные принципы и источники, а также особенности правового регулирования данной отрасли права, дать характеристику деятельности ИКАО.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение международного воздушного права как составной части международного права.
Международное воздушное право - это
отрасль международного права, представляющая
собой совокупность общепризнанных
и специальных принципов и
норм, которыми определяется правовое
положение воздушного пространства
и находящихся в нем
В отечественной доктрине международного права предложено значительное число определений международного воздушного права, существенно отличающихся друг от друга. Приведем два таких определения. Так, Мовчан. А.П. определяет международное воздушное право как отрасль международного права, “представляющую собой систему норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием воздушного пространства в целях осуществления международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности”.2 Бордунов В.Д. дает следующее определение: “Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией”.3
Существует 2 вида воздушного права:
1. Международное воздушное право. Определяется межправительственными соглашениями и многосторонними соглашениями в области воздушного права.
2.Внутригосударственное
(национальное) воздушное право.
Определяется Воздушным
Международное воздушное право
тесно связано с национальным
воздушным правом, точнее, с той
его частью, которая относится
к международным полетам. Национальное
право в данном случае не является источником
международного права. Но без него картина
правового регулирования будет неполной.
Кроме того, в этой области особенно ощутимо
влияние международного права на внутреннее
право.
Основным актом внутреннего воздушного
права в нашей стране является Воздушный
кодекс РФ 1997 года. Немало существенных
норм содержат и другие законы, прежде
всего Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1
«О Государственной границе Российской
Федерации». Разовым полетам посвящено
Постановление Правительства РФ от 3 июня
1998 года «О порядке выдачи разрешений
на разовые полеты воздушных судов иностранных
государств в Российской Федерации». Прямое
отношение к воздушному праву имеют некоторые
нормы гражданского, уголовного, трудового,
таможенного и других отраслей внутреннего
права РФ.
Поскольку международное воздушное право — совокупность норм и принципов, следует затронуть тему того, из чего оно складывается и в каких нормативно-правовых актах находит свое отражение.
Система источников международного воздушного права довольно сложна. Нормативная база состоит из:
- универсальной: Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.);
- соглашений о коммерческих правах: Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха) и Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), относящиеся к регулярным международным воздушным сообщениям;
- конвенций об унификации правил, содержащихся в Конвенции для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.), и заменяющая ее Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.). Эти конвенции устанавливают режим
единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. В эту группу входит также Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.);
- конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов:
Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция1963 г.), Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г., дополняющего Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;
- конвенции об унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов: Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.).
Важную часть нормативной базы действующего международного воздушного права образуют региональные соглашения: многостороннее Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г.; Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между членами Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) 1967 г., Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1971 г., Соглашение о процедурах установления тарифов внутриевропейских регулярных перевозок между членами ЕКГА 1987 г., Соглашение о распределении емкости на внутриевропейских регулярных воздушных сообщениях между членами ЕКГА 1987 г., Декларация Ямусукро о новой африканской политике в области воздушного транспорта 1988 г. (пересмотрена в сентябре 1994 г.), Решение 297 Комиссии Картахенского соглашения по претворению в жизнь Акта Каракаса 1991 г., подписанного пятью государствами Андского пакта (Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Перу и Эквадором), в котором устанавливается политика «открытого неба» в области воздушного транспорта.4
Особое место в системе международного воздушного права занимают двусторонние соглашения о воздушном сообщении, количество которых — около трех тысяч. Их роль исключительна велика: вся всемирная сеть международных воздушных сообщений построена на этих соглашениях, и только они решают, как и каким образом воздушные суда одних государств могут осуществлять международные полеты и перевозки в другие государства.
Международный воздушный
транспорт - это динамичная, высокотехническая
и капиталоемкая отрасль
Основным (первым) принципом является принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством.
С точки зрения юридической природы воздушного пространства его можно поделить на два вида: суверенное воздушное пространство и международное воздушное пространство. К первому виду относится пространство, находящееся над территорией суверенного государства. Режим международных полетов в суверенном воздушном пространстве основывается на полном и исключительном суверенитете государства и вытекающих из него суверенных правах5. Второй вид — воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.
В отношении второго вида воздушного пространства действует принцип свободы полетов воздушных судов всех государств. Это — второй специальный принцип. Однако данный принцип предусматривает и определенные обязанности государств, суть которых состоит в воздержании от каких-либо действий, которые могут неблагоприятно отразиться на пользовании свободой полетов другими государствами. В частности, воздушные суда, пролетающие в международном воздушном пространстве, должны соблюдать правила полетов, рекомендуемые ИКАО.
Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. С одной стороны, обеспечение технически надежной эксплуатации авиационной техники, с другой — борьба с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации.
И последний четвертый принцип, говорит нам об ответственности за ущерб, причиненный воздушными суднами. Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. 6
Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника.
2.1. Международные полеты и режим воздушного пространства
Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством.
Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство.
Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может продолжаться за такими пределами. Однако до сих пор нет общепризнанной договорной нормы относительно высотной границы суверенитета государств на воздушное пространство. Позиции государств по этому вопросу значительно отличаются друг от друга. Советский Союз предложил в 1979 году установить высотный предел воздушного пространства, т.е. границу между воздушным и космическим пространством, на высоте, не превышающей 110 км над уровнем океана. Однако это предложение не было принято.
Разрешение на осуществление полетов необходимо как для регулярных, так и для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов. Понятие "международный полет" не кодифицировано на универсальной основе и регулируется национальным правом. До 1997 года на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс СССР 1983 года, относивший к международным полетам только те полеты, при которых пересекаются границы нашего и иностранного государств. При таком подходе из ряда международных исключались полеты российских воздушных судов между странами, не сопредельными с Российской Федерацией. Новый Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) определяет международный полет как "полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства" (ст. 79).
В соответствии с Воздушным кодексом 1997 года полеты воздушных судов в воздушном пространстве России выполняются на основе разрешений, выдаваемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»7.
Международное воздушное право не содержит единообразных правил относительно порядка влета на территорию государства или вылета с его территории воздушных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства. Из этого общего положения исходит и ст. 11 Чикагской конвенции 1944 года "Применение правил о воздушных передвижениях". Поэтому при международных полетах необходимо знание правил не только своего, но и иностранного государства, являющегося государством пролета. Многообразие таких правил создает определенные затруднения при осуществлении полетов. Исходя из этого, ИКАО проделала большую работу по унификации аэронавигационных правил, оформив их в виде технических приложении к Чикагской конвенции 1944 года, получивших название "Международные стандарты".