2. В случае, если
действия государства вызваны
противоправными действиями другого
государства и являются правомерными
с точки зрения международного
права мерами в отношении государства-правонарушителя,
или, иными словами, когда имеется
вина самой потерпевшей стороны. Такие
меры могут быть применены также по поручению
или уполномочию компетентной международной
организации (например, ООН, соответствующей
региональной организацией).
3. Если деятельность
государства была вызвана непреодолимой
силой или не поддающимися контролю непредвиденными
внешними событиями. Причем предполагается,
что оба указанных события не позволили
государству действовать в соответствии
с ранее принятыми на себя обязательствами
или понять, что его проведение не соответствует
этому обязательству. В частности, речь
может идти о ситуациях, вызванных явлениями
природы (наводнение, землетрясение, эпидемия
и т. п.) или деятельностью людей, и обозначаются
они терминами “форс-мажор” или “непредвиденный”,
“непреодолимый” случай. Форс-мажор как
основание для освобождения государства
от ответственности предусмотрен, например,
в ст. 41 Конвенции о территориальном море
и прилежащей зоне 1958 г., ст. 18 Конвенции
ООН по морскому праву 1982 г.
Однако государства
не освобождаются от ответственности,
если форс-мажорная ситуация обусловлена
— либо целиком, либо в сочетании с другими
факторами — поведением ссылающегося
на нее государства или государство приняло
на себя риск возникновения такой ситуации.
4. Если субъект
поведения, представляющий данное государство,
в ситуации бедствия не имел иной возможности
спасти свою жизнь или жизни вверенных
ему людей. На практике случаи бедствия
были в основном связаны с воздушными
или морскими судами, которые оказывались
на территории государства из-за плохих
погодных условий, технической неисправности
или выхода из строя навигационного оборудования.
Например, капитан судна, терпящего бедствие,
пытается укрыться от шторма в иностранном
порту, не имея на то разрешения, или пилот
летательного аппарата совершает без
разрешения вынужденную посадку на иностранной
территории, с тем, чтобы избежать неминуемой
катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец,
капитан судна отказывается от спасения
человека в воде, поскольку это может быть
связано с реальной гибелью собственного
судна и вверенных ему пассажиров. Во всех
этих случаях формально имеет место нарушение
границ другого государства и обязанности
оказывать помощь в море всем терпящим
бедствие, однако эти действия произошли
в силу исключительных обстоятельств.
Бедствие как обстоятельство,
исключающее ответственность государства,
предусмотрено, например, в ст. 14 Конвенции
о территориальном море и прилежащей зоне
1958 г., ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву
1982 г., приложении 1 Международной конвенции
по предотвращению загрязнения моря с
судов 1973/78 гг., ст. V Конвенции по предотвращению
загрязнения моря сбросами отходов и других
материалов 1972 г.
Государство несет
ответственность, если оно само содействовало
возникновению ситуации крайнего бедствия
или если поведение, о котором идет
речь, могло вызвать более тяжкое бедствие.
Например, подводная
лодка с ядерной силовой установкой,
потерпевшая серьезную аварию, может
вызвать ядерный взрыв в порту,
в котором она пытается укрыться
и произвести необходимый ремонт.
В этом случае будет поставлена под угрозу
жизнь гораздо большего числа людей, и
государство, чей флаг несет подводная
лодка, не может освобождаться от ответственности.
5. Если государство
было вынуждено нарушить принятые
на себя обязательства при
наличии крайней необходимости. Однако
ссылка на крайнюю необходимость правомерна
лишь при наличии ряда одновременно действующих
условий, в частности абсолютно исключительного
характера ситуации, на которое ссылается
государство; неизбежности характера
опасности, угрожающей жизненно важным
интересам государства и его населения;
невозможности устранить такую опасность
другими средствами; непременно временный
характер действия, ограниченный рамками
периода опасности. Государство не может
ссылаться на состояние крайней необходимости
еще, по крайней мере, в следующих двух
случаях:
— если международное
обязательство, которому не соответствует
деяние этого государства, установлено
договором, в котором прямо или
косвенно исключается возможность
ссылки на состояние крайней необходимости
в отношении этого обязательства;
— если государство,
о котором идет речь, само способствовало
возникновению состояния крайней
необходимости, которое и не позволило
выполнить свои международные обязательства.
6. Если государство,
наносящее ущерб другому государству
вопреки действующим нормам международного
права, действует в целях самообороны
от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава
ООН, совершаемой этим другим государством.
7. Противоправность
деяния государства, не соответствующего
международно-правовому обязательству
этого государства в отношении другого
государства, если и исключается, то в
той мере, в какой это деяние является
контрмерой.
4.
Ответственность
международных организаций
и физических лиц
Вопрос об ответственности
международных организаций получил отражение
в некоторых международных договорах.
Так, в договорах об исследовании и использовании
космического пространства устанавливается
ответственность международных организаций,
осуществляющих космическую деятельность,
за ущерб, причиненный этой деятельностью
(Договор о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные
тела 1967 г.; Конвенция о международной
ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами 1972 г.).
Уставом Международного
агентства по атомной энергии
предусмотрена ответственность
МАГАТЭ за осуществление гарантий МАГАТЭ,
то есть системы наблюдения и контроля
за использованием государствами ядерных
материалов, ядерных установок и
технической информации исключительно
в мирных целях.
Ответственность
международных организаций устанавливается
также в конвенциях об ответственности
за ядерный ущерб в тех случаях,
когда международные организации
выступают в качестве операторов
ядерных установок или операторов ядерных
судов (Венская конвенция о гражданской
ответственности за ядерный ущерб 1963 г.;
Брюссельская конвенция об ответственности
операторов ядерных судов 1962 г.).
Ответственность
международных организаций возникает
из нарушения ими международных обязательств,
вытекающих из договоров и других источников
международного права.
Деяния международных
организаций. Деятельность международных
межправительственных организаций, обладающих
тем или иным объемом международной
правоспособности, проявляется в международных
отношениях посредством деятельности
своих органов и своего персонала, обязанных
действовать в рамках своих полномочий
в соответствии с международным правом,
своим уставом, международными договорами,
касающимися их деятельности, и внутренними
регламентами организации.
Международные
организации, в отличие от государств,
несут международную ответственность
в пределах своей функциональной
компетенции. Деяния персонала международной
организации не являются деяниями государства,
на территории которого они имели место,
такие деяния являются деяниями международной
организации. Если органы и персонал международной
организации осуществляют свою деятельность
на территории государств, то международные
организации несут ответственность в
соответствии с международными договорами,
заключенными с соответствующими государствами,
на территории которых эта деятельность
осуществляется. В качестве примера можно
сослаться на заключенные в 1965—1967 гг.
соглашения ООН с рядом государств о возмещении
ущерба, причиненного гражданам этих государств
и их имуществу в связи с операциями вооруженных
сил ООН в Конго.
В юридической
литературе приводятся конкретные
примеры правонарушений, вызывающие
ответственность международных
организаций: нарушение международной
организацией и ее должностными лицами
положений учредительных актов; ущерб,
причиненный ее действиями государствам,
другим международным организациям, юридическим
и физическим лицам, включая собственных
служащих; нарушение внутренних законов
страны, где размещается международная
организация или осуществляется ее деятельность,
и др. Следовательно, ответственность
международной организации наступает
при правонарушении независимо от того,
нарушены ли ею (ее органами или должностными
лицами) нормы международного права, нормы
внутреннего права международных организаций
или нормы внутригосударственного права.
Международные
организации могут нести как
материальную, так и политическую
ответственность. Так, военная операция
НАТО, предпринятая против Югославии
в 1999 г., квалифицируемая как международное
преступление, была совершена путем тяжкого
нарушения международного обязательства,
запрещающего противоправное применение
вооруженной силы, влечет политическую
и материальную ответственность самой
НАТО и всех ее государств-членов солидарно.
Это означает, что пострадавшая сторона
вправе предъявить претензии о возмещении
ущерба как самой НАТО, так и всем государствам
— членам этой международной организации.
В Конвенции
о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими
объектами, была установлена солидарная
ответственность, однако при соблюдении
следующих условий: а) любая претензия
о компенсации за ущерб предъявляется
в первую очередь международной организации,
осуществляющей запуск объекта; б) если
организация в течение шести месяцев не
компенсировала суммы причиненного ущерба,
то государство-истец может поставить
вопрос об ответственности государств
— членов организации.
Во втором случае
претензии предъявляются только
организации, которая сама решает вопрос
о распределении бремени ответственности
между своими членами.
Международная
организация несет ответственность
за противоправные действия своих исполнительных
органов и персонала.
В проблеме ответственности
международных организаций следует
выделить вопросы, относящиеся к возмещению
ущерба лицам, состоящим на службе в международной
организации. Международные организации
несут ответственность за обеспечение
условий труда и быта, которые оговорены
в контрактах и определены в решениях,
касающихся положения персонала. В международных
организациях создаются административные
трибуналы (например, Административный
трибунал ООН; Административный трибунал
МОТ, обладающий юрисдикцией в отношении
большинства специализированных учреждений
ООН), которые являются судебной инстанцией,
устанавливающей степень ответственности
организаций в случае нарушения ими контрактов,
условий найма, положений и правил для
персонала и определяющей размеры компенсации
за причиненный ущерб. Их решения имеют
обязательную силу для спорящих сторон,
то есть для служащего международной организации
и самой организации. Организация не вправе
отказаться привести решение трибунала
в исполнение. На это было обращено внимание
Международным Судом ООН в двух его консультативных
заключениях от 13 июля 1954 г. и от 23 октября
1956 г. относительно законной силы Административного
трибунала ООН и Административного трибунала
МОТ.
Международные
организации могут быть и субъектами
международных претензий. В Консультативном
заключении Международного Суда ООН
от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении
ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось,
что международная организация может
выступать с претензией об ответственности
за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно
предъявляла иски о возмещении причиненного
ей ущерба .
Международная
организация может нести ответственность
и по международному частному праву,
а также по внутреннему праву
государств. В этом случае ответственность
международной организации зависит
от признания ее правоспособности на
территории государства на основании
учредительного акта или соглашения с
государством о ее штаб-квартире или представительстве.
В 2002 г. Комиссия
международного права по поручению
Генеральной Ассамблеи ООН приступила
к разработке темы “Ответственность
международных организаций”. Комиссия
в течение 3—5 лет должна подготовить проект
статей об ответственности межправительственных
организаций.
Физические лица
не являются субъектами международного
права, поэтому они не несут ответственности
по нормам о международной ответственности.
Однако стало общим понимание того, что
именно деяниями людей, руководящих государствами,
совершаются международные деликты и
международные преступления, что государство
просто используется ими как орудие посягательства
на ценности, охраняемые международным
правом, и как инструмент причинения вреда
другим государствам, его юридическим
и физическим лицам. Причем стараниями
этой категории людей внутреннее законодательство
может оказаться устроенным таким образом,
что их преступные по международному праву
действия, по крайней мере это относится
к руководителям государств, являются
правомерными по их внутреннему праву.
Привлечение к уголовной ответственности
руководителей государств-делинквентов
и других официальных лиц — пособников
и исполнителей преступных приказов этих
руководителей было и во многом еще остается
исключительно трудным делом по политическим
соображениям из-за отсутствия отлаженных
механизмов международного правосудия,
а также из-за злоупотребления государствами
своим правом на невыдачу преступников.
17 июля 1998 г. дипломатическая
конференция в Риме приняла
Статут Международного уголовного
суда, подготовленный Комиссией
международного права ООН. Этот
Статут является международным
договором, вступившим в силу
после ратификации его 60 государствами
1 июля 2002 г. По состоянию на 15 марта 2005
г. участниками Статута являются 98 государств.
Россия, США и Китай не входят в этот состав.